Особенности формирования процессов словообразования у дошкольников с ОНР
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Словообразование является составной частью морфологической системы языка, а также представляет собой особый путь развития словаря. Интерес к проблеме развития словообразования возник ещё в прошлом веке и до настоящего времени не угасает, ведь словообразование оказывает существенное влияние на развитие языковой компетентности и речевой коммуникации ребёнка. Но особое значение овладение навыками словообразования имеет для детей с речевыми нарушениями, в том числе с общим недоразвитием речи, ведь среди всех нозологий лица с общим недоразвитием речи составляют наиболее многочисленную группу. Высокая распространенность этого нарушения объясняет интерес различных авторов, таких как В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, С. Н. Цейтлин, К. И. Чуковский, А. М. Шахнорович, Д. Б. Эльконин и др. к данной проблеме на протяжении многих десятилетий.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение… ……....................................... 3
1. Теоретические основы изучения словообразования дошкольников с общим недоразвитием речи …………………… 5-11
1.1.Словообразование в русском языке…………………………… 5-8
1.2.Изучение развития словообразования у детей в онтогенезе .. 8-11
2.Словообразование у дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………. 12-24
2.1.Характеристика общего недоразвития речи у детей…………. 12-15
2.2 Трудности и особенности словообразования у дошкольников с онр. 15-18
2.3.Пути формирования навыков словообразования у детей……. 18-24
Заключение……….................................................................. 25
Список использованных источников….….......... 26-30
Список источников
1. Алпатова, Н. С., Попова, Л.В., Селиверстова, А.С. Развитие навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Н. С. Алпатова, Л. В. Попова, А. С. Селиверстова / The Scientific Heritage. – 2021. – № 65. – С. 19–22.
2. Валгина, Н.С. Современный русский язык: учебник / Н.С. Валгина. Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина – Москва: Логос, 2002. - 528 с. - ISBN 5-94010-008-2
3. Верютина, Л. И., Лукьянчикова, Н.Ю. Развитие навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи путём применения совместных речевых игр в процессе общения родителей и детей / Л. И Верютина, Н. Ю. Лукьянчикова / Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2018. – Т.3. – С. 11–13.
4. Власова, Р. Д. Особенности работы по формированию навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Р. Д. Власова / Академическая публицистика - 2021. - №2. – С. 186–192.
5. Власова, Р. Д., Артищева, Л.В. Особенности словообразования существительных у детей с недоразвитием речи / Р. Д. Власова, Л. В. Артищева / Концептуальные подходы к образованию в современной эпохе: отечественный и зарубежный опыт. Материалы XXV Всероссийской научно-практической конференции. - 2020. - С. 329–332.
6. Волкова, Л. С., Шаховская, С.Н. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. –– 680 с. – ISBN 5-691-01357-2.
7. Егорова, А. В. Особенности словообразования в речи детей дошкольного возраста / А. В. Егорова / Актуальные проблемы современных наук. Инновационные тенденции развития: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции, Казань. – 2015. – С. 101–103. ISBN: 978-5-8392-0536-9
8. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: книга для логопедов: учебное пособие/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2011. – 316 с. ISBN 978-5-9780-0422-
Словообразование у дошкольников изучали многие учёные ещё в прошлом столетии, и продолжают изучать современные учёные и все они внесли свой вклад в понимание структуры овладения детьми родным языком. У детей без патологий речевого развития процесс формирования навыков словообразования заканчивается к началу школьного возраста, но у детей с общим недоразвитием речи есть свои особенности и трудности в овладении этим процессом, что препятствует их дальнейшему речевому развитию. Такие авторы, как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и Т. Б. Филичева отметили, что распознавание и вычленение морфем в норме начинает происходить тогда, когда уже накоплен небольшой словарный состав. По данным А. Н. Гвоздева, одна половина этих слов – слова-действия (глаголы), а другая половина – предметы (существительные). [17] О сниженных словообразовательных возможностях детей с общим недоразвитием речи, по данным Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, говорят невозможность определения семантики слова по словообразовательной структуре, замены необходимых слов на более или менее близкие по значению, непонимание значений большого количества слов и, как следствие, невозможность образования от них производных слов. [5; 11; 17].По мнению Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой, дети с общим недоразвитием речи намного лучше понимают значение некоторых слов, но испытывают затруднения в употреблении этих слов в своей активной речи из-за имеющихся у них дефектов произношения, аграмматизмов и укорочения слов, вследствие чего речь детей непонятная для окружающих. [5]