Креатив-технологии как средство развития диалогической речи учащихся с нарушением слуха
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире диалог является важным процессом, в ходе которого люди обмениваются информацией различного содержания. При ведении диалога не обращают внимания на самого человека, ведь диалог является сам по себе содержательным и несущим определенную цель, т.е. его вид, оформленность и наполненность имеют гораздо большее значение, чем сам участник диалога. В свою очередь, само понятие «диалог» уже нужно рассматривать не как существительное, обозначающее действие нескольких человек, а характеристику современного человека, помогающую ему устанавливать социальные связи, не зависимо от темы и ситуации окружающей действительности. Тем самым можно отметить важность наличия и развитости диалогической речи у человека, как одной из основных характеристик его личности, не уступающих по значимости миролюбию, ответственности и т.д.
Как отмечает Двуреченская Е.С. в своих работах, на сегодняшний день можно говорить и о существующей проблеме коммуникации между детьми, как отдельном процессе. Где сам процесс коммуникации может влиять не только на процесс социализации ребенка
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 5
1.1 Речь в онтогенезе 5
1.2 Особенности диалогической речи учащихся с нарушением слуха 7
1.3 Методы и приемы развития диалогической речи учащихся с нарушением слуха 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ КРЕАТИВ-ТЕХНОЛОГИЙ 14
2.1 Использование креатив-технологий в качестве средства развития диалогической речи учащихся с нарушением слуха 14
2.2 Методические рекомендации по оптимизации развития диалогической речи у учащихся с нарушением слуха посредством креатив-технологий 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
Список использованных источников 24
Список публикаций Гончаровой Т.В. 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список использованных источников
1. Абдуллаева Г.С. Обучение диалогической речи учащихся с нарушением слуха [Электронный ресурс] // КиберЛенинка – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-dialogicheskoy-rechi-uchaschihsya-s-narusheniem-sluha?ysclid=lgxw4cjk5z961397313. – Дата доступа: 15.04.2023.
2. Баранова Л.И. Методика воспитательной работы: учеб.-метод. пособие для студентов факультета начального образования / Л.И. Баранова. – Минск: Бгпу, 2012. – 117с. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/507/1/. – Дата доступа: 20.03.2023.
3. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие / Т. Г. Богданова. – М. : Academia, 2002. – 220 с.
4. Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Л.А. Головчиц // М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. — 160с.
5. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Головчиц // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
6. Григорьева, Т. А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха / Т. А. Григорьева. – 2-е изд. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2006. – 67 с.
7. Двуреченская, С. Е. Влияние нарушений слуха на коммуникативную активность детей / С. Е. Двуреченская // Интеграция наук. – 2018. – № 5 (20). – С. 34–36.
8. Дёмина А.В. Характеристика диалогической речи детей с нарушением слуха [Электронный ресурс] // КиберЛенинка – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-dialogicheskoy-rechi-slaboslyshaschih-detey?ysclid=lgxwa9wmby241924178. – Дата доступа: 15.04.2023.
9. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел/ И.П. Иванов. – М.: Педагогика, 1989. – 58с.
10. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – Мн.: Университетское, 2000 – 95с.
11. Киселева А.В., Сорокина Е.И. Организация художественных коллективных творческих дел с учащимися с тяжелыми нарушениями речи в рамках инклюзивного образования. – Минск: БГПУ им. М. Танка.
12. Киселева, А. В. Использование креатив-технологий в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога / А. В. Киселева, А. А. Ерошевская, А. С. Кононова // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч.-метод. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т. Н. Семенова. – Чебоксары, 2020. – С. 105–107.
13. Киселёва, А. В. Использование педагогических технологий в обучении учащихся с нарушением слуха / А. В. Киселёва, Е. А. Шилович // Культурогенезные функции дошкольного и специального образования: развитие инновационных моделей: сб. науч.- метод. ст. / Чуваш. гос. пед.ун-т ; редкол.: Т. Н. Семенова (отв. ред.) [и др.]. – Чебоксары, 2018. – С. 317–319.
Киселёва, А. В. Креатив-технологии в расширяющемся инклюзивном пространстве / А. В. Киселёва
Наиболее важной целью при развитии речи детей с нарушением слуха является не только ее формирование и корректное использование, но и показ важности общения для жизни самого ребенка. Поэтому, говоря о диалоге, его следует определять через «общение», «коммуникацию», где диалог является наиболее распространённым и точным, так как диалог – это форма существования языка, связанная с его социальной и коммуникативной функцией, а диалогическая речь (речевое общение в форме диалога) – это конкретное воплощение языка в его специфических средствах, определенная речевая структура (М.М. Бахтин, Н.Ю. Шведова, Л.П. Якубинский и др.).
Изучение опыта работы специальных школ и научных исследований (С.А. Зыков, Е.П. Кузьмичева, Ф.Ф. Рау и др.) показывают, что в условиях полной реализации коммуникативной системы обучения языку с использованием остаточного слуха у неслышащих учащихся уровень развития разговорной речи значительно улучшается. Наиболее естественным для речевого общения является устный диалог. Именно в диалогической речи коммуникативная функция языка