Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Скачать диплом с рассмотрением возможные причины дисграфии у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.01.2025
Объем файла
168 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1680 руб.
2100 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВведениеАктуальность. В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Исследование особого круга проблем в обучении младших школьников, а точнее, первоначальным умениям правильно читать и писать, является актуальной областью для изучения не только современной специальной педагогики и психологии, но и методики обучения грамоте в обычной педагогической практике.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный взгляд на проблему дисграфии.......................................................6

1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки 6

1.2 Понятие о дисграфии: определение, симптоматика, классификация 133

1.3 Дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза 22

Выводы по главе 1 26

Глава 2. Исследование особенностей письма у учащихся младших классов .................................................................................................................................27

2.1 Организация и методика исследования 27

2.2 Результаты исследования 31

2.3 Методические рекомендации по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза  

Выводы по главе 2 45

Заключение.............................................................................................................47

Список используемой литературы.......................................................................50

Список литературыАктуальные проблемы логопедической практики. Методические материалы научно-практической конференции "Центральные механизмы речи". - 2004. - 353с.
Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. - Л, 1976. - 126 с.
Ахутина Т.В., Фотекова А.Н. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М, 2002. - 120 с.
Ахутина Т.В., Величенкова О.А., Иншакова О.Б. Дисграфия: нейропсихологический и психолого-педагогический анализ // Человек пишущий ичитающий: Материалы международной конференции (14-16 марта 2002 г.С.-Петербург). - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. - C. 82-97.
Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция». Под ред. О.А. Величенковой. М.: Изд-во «Логомаг», 2018. - С. 76-95.
Безруких М.М., Крещенко О.Ю. Психофизиологические критерии трудностей обучения письма и чтению у школьников младших классов // Актуальные проблемы логопедической практики. - 2004. - С.247-253.
Богаткова А.К., Медведева Е.Ю. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Вып. 60 (1) C. 37-40.
Брындина И.В., Гогилашвили Н.Н., Клочкова В.П. Особенности нарушения письма у младших школьников / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://urok.1sept.ru/
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. - 365с
Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. Сантк-Петербург: «Каро Дельта», 2005.
Дорофеева С.В. Лингвистические аспекты коррекции дислексии и дисграфии / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: file:///C:/Users/ /lingvisticheskie-aspekty-korrektsii-disleksii-i-disgrafii-opyt-uspeshnogo-primeneniya-kompleksnogo-podhoda.pdf
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.- 345с.
 


Исследователи по-разному характеризуют виды дисграфических ошибок. Например, Р.И. Лалаева выделяет следующие группы ошибок при дисграфии:
искаженное написание букв;
замена рукописных букв, имеющих графическое сходство, а также обозначающих фонетически сходные звуки;
искажение звукобуквенной структуры слова (перестановки, пропуски, добавления, персеверации букв, слогов);
искажения структуры предложения (раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов);
аграмматизмы на письме.
Ошибки в письме соотносятся с тем или иным видом дисграфии. Так, артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.