Спорт как средство социализации трудных подростков
ВВЕДЕНИЕ
Становление личности невозможно без социализации, она является ее важной составляющей. Освоение и изучение каждой определенной роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, сверстников и так далее), в различных социальных институтах (в семье, школе, спортивной команде), каждая из которых характеризуется определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения [3].
Всем известно, что ребенок не появляется на свет «трудным», он может стать таким в процессе воздействия на него различных аспектов. Значение имеет и педагогическое воспитание, в котором основная роль отводится школе и дополнительному образованию [9].
Актуальность исследования в данном направлении обусловлена рядом факторов. Во-первых, современное состояние российского общества в целом характеризуется экономической, демографической, социальной и политической нестабильностью, что ведет к росту количества проявлений девиантного поведения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТА 8
1.1. Социализация как психологический феномен 8
1.2. Особенности социализации трудных подростков 15
1.3. Возможности спорта в социализации трудных подростков 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
Глава 2. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТА 29
2.1 Исследование уровня социализации трудных подростков 29
2.2 Проект занятий педагога-психолога, направленный на социализацию трудных подростков средствами спорта 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анализ индивидуальных результатов по методике «Стиль саморегуляции поведения» 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анализ индивидуальных результатов по методике «Исследования морально-волевой организации личности». 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Конспекты занятий 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Законодательные и нормативные акты и документы:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru (дата обращения 10.11.2022).
2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) [электронный ресурс] URL:https://pravobraz.ru/wp-content/uploads/2021/ (дата обращения 10.11.2022)
Литература:
3. Александрова, Л. Ю. Девиации как социально-педагогическая проблема [Текст] / Л. Ю. Александрова. — Чебоксары: Чуваш. Гос. Пед. Ун-т, 2007. — 83 с.
4. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющего поведения школьников [Текст] / С. А. Бадмаев. — Педагогическое образование и наука. 2019. — С. 200–208.
5. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман — М.: «Медиум», 1995. — 35 с.
6. Васильев, В. А. Арт-терапия в специальном образовании [Текст] / В. А. Васильев / Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 5. — С. 12–14.
7. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / А. Л. Венгер. — М.: Генезис, 2001. — 128 с.
8. Винникова, Е. Л., Слепович, Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой развития [Текст] / Е. Л. Винникова, Е. С. Слепович // Дефектология. — 1999. — № 1. — С. 18–24.
9. Власова, Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — М.: Просвещение, 1973. — 198 с.
10. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / Н. Ф. Голованова. –– СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
По мнению О. Ю. Языковой, трудовая деятельность позволяет ребенку самостоятельно обеспечивать свои потребности, что является необходимым условием для социализации несовершеннолетнего [60].
Труд как вид деятельности помогает формировать умение прилагать усилия для достижения целей. Когда подросток научится испытывать удовлетворение от усилий, которые он прикладывает в труде, тогда он приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности.
Основные новообразования этого возраста, по мнению А. М. Прихожан это — открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.