Влияние игры на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Сегодня значительно возросли требования к становлению творческой, активной личности, способной к выполнению сложной познавательной деятельности, к охвату широкого круга вопросов, к поиску альтернативных путей решения проблемы. Основу таких возможностей человека определяет динамика его сферы познания, развитие познавательных интересов. В нормативных документах, в частности в Базовом компоненте дошкольного образования Российской Федерации познавательное развитие личности определено как приоритетное.
В этом контексте старший дошкольный возраст рассматривается как исходный этап становления личности. Здесь развиваются основы интеллектуальной сферы, закладывается основа направленности ребенка шести лет на познание, появляется любознательность, заинтересованность в отдельных сферах окружающего мира, возникает и развивается познавательный интерес.
В психолого-педагогической науке указанный феномен относят к сфере мотивационной сферы, которая является компонентом направленности че
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты игры как условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Сущность познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Возможности игры как условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 25
2. Опытной экспериментальная работа по исследованию игры как условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 36
2.1 Констатирующий этап эксперимента. Определение уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2 Формирующий этап эксперимента. Повышение уровня познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством игры 44
2.3 Контрольный этап эксперимента. Определение эффективности игры как условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 50
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Список использованной литературы
1. Андреева А.А. Влияние творческо-продуктивных видов деятельности на развитие дошкольников с сенсорными нарушениями / А.А. Андреева, С.Н. Исаева, А.В. Можейко // Гаудеамус. – 2015. – № 1 (25). – С. 121-126.
2. Байбородова, Л.В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности [Текст] / Л.В. Байбородова, Е.В. Широкова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - №3. – С. 36 – 42.
3. Байрамукова С.М. Дидактическая игра как средство формирования логических универсальных учебных действий // Внедрение результатов инновационных разработок : проблемы и перспективы : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. : в 4 ч. Ч. 2. – Уфа, 2016. – С. 66-68.
4. Белошистая А. В. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста : учебник для использования в учеб. процессе образоват. орг., реализующих прогр. сред. проф. образования по спец. "Дошк. образование" / А. В. Белошистая. - М. : Академия, 2017. - 272 с.
5. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник для академического бакалавриата / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 446 с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс). - ШБИ 978-5-9916-3850-0.
6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 160 с. - (Серия: Антология мысли). - ISBN 978-5-534-06998-3.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский.- М. : Владос, 2015. - 420 с.
8. Габышева С. П. Игра в шашки как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / С. П. Габышева, Л. В. Николаева // Междунар. студенческий науч. вестн. – 2018. – № 4/7. – С. 1055-1057.
9. Григорьева И. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / И. А. Григорьева, Т. А. Грузинцева // Молодой ученый. – 2016. – №12, ч. 6. – С. 28-31.
Она пытается определенным образом упорядочить и объяснить окружающий мир, познать его, увидеть определенные причинно-следственные связи и закономерности.
Так начинается развитие познавательных потребностей, интересов и целей познавательной деятельности. Познавательные потребности при этом в большинстве своем обусловлены новыми впечатлениями, а потребность исследовать возникает ситуативно [4].
В процессе познавательной деятельности, восприятия предметов, обследования, обобщения ребенок употребляет слова, характеризующие свойства предметов, символы, схемы, отражающие скрытые связи между предметами и явлениями. Происходит развитие мыслительных действий.
Развитие словесно-логического мышления способствует развитию умений детей делать элементарные выводы. Результатом развития мышления является то, что скопление представлений о мире выстраивается в целостную систему знаний [48].
Г.Смольникова предлагает рассмотреть основные проявления познавательного интер