Развитие лидерских качеств у студентов педагогического направления подготовки
Введение
На большом протяжении многих лет, ученые отечественные и зарубежные исследователи изучали феномен лидерства, эти изучения ученых исследователей привело к тому, что возникновение целой системы отрасли является сама психологии лидерства. В настоящее время очень много различных теорий лидерства и трактовок понятия лидерства, все это говорит о внимание к данной проблеме со стороны ученных и исследователей.
Многие люди до сих пор придерживаются определенных стереотипов в отношении женщин-лидеров, приписывая им в основном негативные характеристики, а положительные-молодым мужчинам. Одной из наиболее важных областей исследования лидерских качеств является современное поколение молодых студентов из-за вопросов, связанных с развитием, укреплением и сохранением лидерских качеств.
Лидерские качества присущи не каждому индивиду. Лишь немногие способны занимать лидерские позиции, организовывать работу людей и управлять этой работой. В связи с этим лидерские качества являются важным к
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Развитие лидерских качеств как предмет психолого-педагогического исследования 7
1.1. Анализ проблемы лидерства в философской и психолого-педагогической литературе 7
1.2 Сущностные характеристики личностных качеств и их востребованность в педагогической деятельности будущих педагогов 13
1.3. Особенности развития лидерских качеств в студенческом возрасте 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Развитие лидерских качеств будущих педагогов в процессе обучения в вузе 33
2.1. Организация процесса подготовки будущих педагогов в условиях вуза 33
2.2. Формы и методы работы по развитию лидерских качеств студентов педагогических направлений подготовки 40
Выводы по второй главе 50
Глава 3. Эмпирическое исследование возможностей развития лидерских качеств у студентов педагогических направлений подготовки 52
3.1. Организация и методы исследования 52
3.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 58
3.3. Анализ результатов формирующего этапа исследования 64
Выводы по третьей главе 68
Заключение 70
Список литературы 73
Список литературы
1. OOO Российский союз молодежи. Всероссийский молодежный образовательный форум "Территория смыслов" 2020 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ruy.ru/press/news/otkryt-priem-zayavok-na-territoriyu-smyslov-2020-/ (дата обращения: 11.01.2023).
2. Авдулова Т.П. Психология управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. П. Авдулова.-2-е изд., испр. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2019 - 231 с. - (Бакалавр. Академический курс);
3. Апргейд социальных проектов: этапы стартапа. Обновление 2025: всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: 24-25 октября 2019 –Ульяновск: ЗЕБРА, 2019.- 327 с.;
4. Баранников А. В. Образование нового поколения. - М: УЦ «Перспектива», 2013. - 223 с.
5. Беспалов Д. В., Селина Е. В. Пути формирования эффективного молодежного лидерства с гуманистической направленностью[Электронный ресурс]. – // Пензенский психологический вестник. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-effektivnogo-molodezhnogo-liderstva-s-gumanisticheskoy-napravlennostyu (дата обращения: 11.01.2023).
6. Бродюк Н. Д. Россия стратегия лидерства: монография - М: [б. и.], 2013. - 157 с.
7. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: Проспект, 2016 – 688 с.
8. Вопросы лидерства и корпоративной культуры в организации XXI века: сб. пер. науч. ст. / Федер. гос. бюджетное образоват. учреждение высш. проф. образования Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Сев.- Зап. ин-т упр. ; [сост. Н. В. Ганц, Т. И. Бунина ; пер.: Д. И. Исхаковой и др.]. - СПб. : Изд-во СЗИУ РАНХиГС, 2013. - 223 c.
1. ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) [Электронный ресурс]. – URL: http://wciom.ru (дата обращения: 11.01.2023).
9. Дагаев А.А. Инновационные компетенции и лидерство в организации [Электронный ресурс]. – // КЭ. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-kompetentsii-i-liderstvo-v-organizatsii (дата обращения: 11.01.2023).
10. Ефимов В. В. Современное лидерство в сетевом менеджменте: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Ефимов Виктор Викторович; [Место защиты: Рос.эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова]. - Москва, 2013. - 152 с.
11. Жернова А.Ю., Петровская В.Г. Лидерские качества студентов педагогического вуза[Электронный ресурс]. – // МНКО. 2016. №4 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liderskie-kachestva-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 11.01.2023).
12. Живица О. В. Лидерств: Учебное пособие: тетрадь-практикум – М: Синергия, 2013. – 91 с.
13. Занковский А.Н. Типология стилей организационного лидерства [Электронный ресурс]. – // Социально-экономические и психологические проблемы управления: Сб. науч. статей по материалам I (IV) Междунар. научно-практическая конференция / ред. М.Г. Ковтунович. Ч. 1. – М.: МГППУ, 2013. URL: http://psyjournals.ru/social_/issue/63190.shtml (датаобращения: 11.01.2023)
Определенные характеристики содержательно отражают необходимые и другие профессиональные компетенции для успешной профессиональной деятельности и во многом зависят от конкретной (ситуационной) среды, динамики внешних условий и доминирующих ценностей.
Представленная в данной работе теоретическая позиция дополняет основные положения теории лидерства и обогащает теорию и методологию непрерывного профессионального образования.
Для выявления наличия личностных и профессиональных качеств у будущих социальных педагогов используется психолого-педагогическая диагностика, а для отслеживания развития этих качеств - педагогический мониторинг.
Развитие высокой степени самостоятельности и ответственности определяет устойчивую выраженность лидерства как личностной и профессиональной характеристики будущего педагога. Это означает, что учителя смогут оказывать влияние и добиваться эффективной работы в команде; устанавливать контакты, организовывать и координировать отношения, учитыв