Развитие эмоционально-личностного общения со взрослыми у детей младенческого возраста с материнской депривацией посредством составленной психолого-педагогической программы
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы ребенок развивался успешно и нормально, важным моментом является необходимость воспитания ребенка в любви, заботе и понимании, это залoг развития и становления личности. Ребенок должен, когда это возможно воспитываться и расти в полной семье, в условиях моральной и материальной обеспеченности, в атмосфере любви и заботы. Но, к сожалению, многие дети лишены родителей по разным причинам.
На сегодняшний день в России продолжает расти число детей, воспитывающихся вне семьи. Эта тема была и будет актуальной.
Воспитание детей в домах ребенка осложняется разными видами депривации. Уже к концу первого полугодия жизни это влияние отмечается в диагностике, у детей с материнской депривацией показатели развития значительно снижены. В младенческом возрасте отмечается полная зависимость от взрослого. Эмоциональное, непосредственное общение является ведущей деятельностью в этом возрасте. Отрыв от матери наиболее значимо сказывается на социальных и эмоциональных показате
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ У ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА С МАТЕРИНСКОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ 7
1.1. Изучение эмоционально-личностного общения со взрослыми у детей младенческого возраста в общей и специальной психологии. 7
1.2 Исследование детей младенческого возраста в научной литературе 14
1.3 Материнская депривация и ее влияние на развитие детей младенческого возраста 20
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА С МАТЕРИНСКОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ 31
2.1. Организация, методы и методики исследования 31
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа исследования 37
2.3. Анализ экспериментальной работы по развитию эмоционально-личностного общения со взрослыми у детей младенческого возраста посредством составленной психолого-педагогической программы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеева, Н.Н . Развитие личности на ранних этапах детства [Текст] /хрестоматия / Н.Н. Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова. –Санкт-Петербург: 2018.–215с.
Агудалова, А.Ю. Особенности присвоения просодичсекого опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации [Текст] /Е.Г. Агудалова // Вестник Новгородского государственного университета №48.–2008.–с. –4-6.
Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации: [Текст] / Е.Г Алексеенкова.– Санкт-Петербург, 2019.– 302 с.
Бехетеров, М. В. Вопросы воспитания в возрасте первого детства [Текст]/ М.В. Бехтеров. – Санкт-Петербург:1909.–320 с.
Венгер, Л.А. Мухина В.С. Психология [Текст]/ Л.А. Венгер, В.С. Мухина – Москва: Просвещение, 2018.–56 с.
Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери [Текст] / Д.В.Винникотт. –Москва, “Класс” – 2019.–88 с.
Воспитание детей раннего возраста [Текст]: учеб.пособие / под ред. Г.М. Ляминой. Изд. 2-е перераб. и доп. –Москва: Просвещение, 2020.–88 с.
Возрастная психология [Текст]: научная работа/ под.ред. Г. Ушамирская. Часть 1. Сборник студенческих работ. – Москва: Студенческая наука, 2012. –– 1338 с.
Выготский Л. С. Детская психология [Текст]/ Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1984-. –224 с.
Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст]/ Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург, 2020.– 201 с.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2021.– 55 с.
Гайсина Г.И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс]: монография / Г.И. Гайсина– Уфа: Изд-во БГПУ,2016. –152 с. Режим доступа: URL: https://reader.lanbook.com/book/93050#2 (14.12. 2022)
Голубева, Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких [Текст]/ Л. Г. Голубева – Москва.: Просвещение: Учеб. лит., 2020 – 78 с.
Дети социального риска и их воспитание [Текст]: учеб. пособие. Под ред. Л.М. Шипицыной. –Санкт-Петербург, 2020.–88 с.
Дети-сир
Нехватку общения со взрослыми дети компенсируют в какой-то степени в общении со сверстниками. Однако это общение не может заменить в полной мере общения со взрослыми и в основе заключается лишь в наблюдение за своими сверстниками, активность этого общения достаточна слаба.
Компенсаторная двигательная активность характерная для воспитанников детских домов, проявляется в следующих типичных проявлениях – раскачивание туловища из стороны в сторону, сосание пальцев, движение головы в разные стороны, закручивание волчком вокруг себя, все это результат того, что жизнь в условиях закрытого учреждения, не дают возможности для нормальной физической активности. В первый год жизни подобные проявления могут также вызывать тугое пеленание, длительное нахождение в манеже. Ограниченное пространство группы приводит также к отставанию в развитии ходьбы, что в дальнейшем вызывает более позднее появлению свободы передвижения и соответственно получению новы