Разработка комплекса заданий по формированию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения

В данной исследовательской работе изучены особенности формирования нравственных представлений у младших школьников в психолого-педагогической литературе. Разработан комплекс уроков литературного чтения по формированию нравственных понятий у младших школьников.
Author image
Denis
Тип
Исследовательская работа
Дата загрузки
18.08.2022
Объем файла
1050 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития интеллекта учащегося. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость моральных норм. Для эффективного формирования у учащихся начальной школы нравственных понятий наибольшим потенциалом обладают уроки литературного чтения. Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности, а также расширение познавательных возможностей младших школьников и формирование у них позитивного мировоззрения – это одна из целей курса литературного чтения в начальной школе.
На уроках литературного чтения учащиеся усваивают следующие нравственные понятия: милосердие, доброта, справедливость и др.
Художественные произведения, раскрывающие благородные человеческие чувства и мысли, могут побудить ребёнка к оценке и переосмыслению собственных качеств и поступков, к усвоению и закреплению знани

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников
1.1.Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников
1.2 Особенности нравственного развития младших школьников
1.3 Уроки литературного чтения как средство формирования нравственных понятий у младших школьников
Выводы к главе 1
Глава 2. Экспериментальное обоснование формирования нравственных понятий у младших школьников на уроках литературного чтения
2.1 Изучение уровня сформированности нравственных понятий у младших школьников
2.2 Разработка и реализация уроков литературного чтения по формированию нравственных представлений у младших школьников
Выводы к главе 2
Заключение 
Использованная литература 
Приложения

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. / Н.В. Архангельский М.: Просвещение, 2011. – 364 с. 

2. Бабаян, А.В. О нравственном воспитании / А.В. Бабаян, Н.Г. Деболь-ский// Педагогика. – 2010. – № 2. – С. 67-78.

3. Башкирова, Е. Н. Способы развития эмпатии у младших школьников / Е. Н. Башкирова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 2. - С. 52-57 : 2 табл. 

4. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических ис-следований / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А Соловцова. – М.: Академия, 2009. – 320 с. 

5. Вечканова, Ю.С. Использование русских народных сказок в развитии нравственных чувств детей / Ю.С. Вечканова // Научный журнал “Мо-лодой ученый”. 2019. - Вып. 45. - С. 323-326. 

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2010. 

7. Голышева, И.А. Детская художественная литература как средство ду-ховно-нравственного воспитания младших школьников / И.А. Голышева, Е.С. Сбитнева // Научный журнал “Молодой ученый”. - 2016. - Вып. 29. - С. 563-565.  

8. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для вузов/ В.П. Давыдов,  П.И. Образцов, А.И. Уман. – М. : Логос, 2006. – 127 с. 

9. Жесткова, Е. А. Уроки литературного чтения в формате «перевернутого обучения» / Е. А. Жесткова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2020. - № 11. - С. 40-47 : фот.

Литературное чтение выделяют четыре основных функции: познавательную, коммуникативную, эстетическую, воспитывающую.
Нравственно-эстетический потенциал литературы позволяет реализовать воспитательную функцию и осуществлять гражданское и нравственно-эстетическое воспитание младших школьников.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Изучение уровня сформированности нравственных понятий у младших школьников
Эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № 138 г. Челябинска. В эксперименте принимали участие учащиеся 2 «А» класса (16 человек - контрольная группа) и учащиеся 2 «Б» класса (16 человек - экспериментальная группа) (Приложение 1).
Цель эксперимента: выявить условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках ли