Формирование познавательного интереса школьников к чтению и урокам литературы с использованием инновационных технологий обучения в 7 классах
Введение
На первом месте у ребёнка всегда стоит интерес, который побуждает его к изучению любого явления окружающего мира. И поэтому каждому учителю так важно поддерживать в школьнике тягу к знаниям и делать акцент на том, чтобы мотивация была, прежде всего, внутренняя. В наше время гаджеты являются неотъемлемой частью жизни. Мы постоянно обращаемся к ним, будь то прослушивание музыки, просмотр новостей или выполнение домашнего задания или поручения на работе. Мы размещаем объявления, работаем в программах, изучаем продукты или девайсы, которые необходимы для комфортной жизни. Это стало привычной составляющей жизни, и именно поэтому каждый современный педагог задумывается о том, как ему разнообразить урок и какие приспособления задействовать для лучшего изучения и усвоения информации учениками
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательного интереса к чтению и урокам литературы у школьников…………………….....6
1.1. Понятие познавательного интереса…………………………..…….6
1.2. Инновационные технологии формирования познавательного интереса к чтению и урокам литературы у школьников и методики их применения…………………………………………………………………..…….9
1.3. Педагогические условия, способствующие формированию познавательного интереса к чтению и урокам литературы у школьников…..18
Глава 2. Теоретические основы внеклассной работы по развитию познавательного интереса к литературному чтению через реализацию «Литературной гостиной»………………..……………………………………..22
2.1. Понятие о внеклассной работе по литературе, ее видах и формах организации в 7 классе………………………………………………………….22
2.2. Литературная гостиная как эффективная форма развития познавательного интереса к литературному чтению ……………………..….30
Глава 3. Экспериментальное исследование по формированию познавательного интереса к чтению и урокам литературы у школьников 7 классов с помощью инновационных технологий обучения…………………42
3.1. Цель, организация и методика исследования…………………….42
3.2. Результаты исследования и выводы……………………………….52
3.3. Методические рекомендации по формированию познавательного интереса к чтению и урокам литературы у школьников 7 классов…………..53
Заключение………………………………………………………………..62
Список литературы……………………………………………………….64
Приложения ……………………………………………………………… 69
1. Полторак Д.И., Аппарович Н.И., Думин СВ. Методика использования средств обучения в преподавании истории / Под ред. Д.И. Полторака. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.
2. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. — М: Просвещение, 1972. — 253с.
3. Богданова, О.Ю. Урок литературы в современной средней школе [Текст]: кн. для учителя/ О.Ю. Богданова. - М.: Методика преподавания литературы, 2019. -316 с.
4. Автономова Н.С. Теория инноваций Йозефа Шумпетера //. Под ред. И.С. Вдовиной. М.: София,2011. – 67 с.
5. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "О науке и государственной научно-технической политике" (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.12.2022)
6. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. А.П. Алексеева; Л.Е. Яковлевой. М.: Проспект, 2007. 142 с.
7. Бадалина Г.И. Внедрение средств информационных и коммуникационных технологий на уроках русской литературы // Совушка. 2019. N4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 14.12.2022).
8. https://slovarozhegova.ru/, дата обращения: 17.12.2022
9. https://ushakovdictionary.ru/, дата обращения 17.12.2022
10. Богданова, О.Ю. Урок литературы в современной средней школе [Текст]: кн. для учителя/ О.Ю. Богданова. - М.: Методика преподавания литературы, 2019. -316 с
11. Григорьев, Д.В. Методические рекомендации по организации вне учебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов): пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2018. - 223 с.
12. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]: кн. для учителя/ Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 448 с.
13. Вьюшина И.В. Возможности и преимущества информационных технологий в образовательном процессе // Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Часть 5. Информационные технологии в образовательном процессе: Методические материалы. – Ярославль, 2018.
14. Селевко К.Г. Технологии развивающего обучения
15. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 474.
16. Григорьев, Д.В. Методические рекомендации по организации вне учебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов): пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2018. - 223 с.
17. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев. – М.: Детская литература, 1988. – 238 с.
18. Литература в школе от А до Я. 5 – 11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006.
19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2. т. Т. 1. М., 1983. 392 с.
20. Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. —— М: ЧеРо, 2005. - 524 с.
Для диспута подбираем тему, соответствующую возрасту учеников, их интересам, заранее знакомим с вопросами, на которые им нужно ответить, даем задание прочитать литературу, подобрать факты из жизни. Умение видеть ученики приобретают в походах, на экскурсиях и в экспедициях.
Чтобы развить литературное творчество, рекомендуется ученикам завести тетради для своих стихов, рассказов, миниатюр. Темы для них ребята выбирают сами. Затем эти произведения анализируются в секции юных авторов. Лучшие работы помещаем в ежемесячной литературной стенгазете.
Многолетний опыт педагогов показывает, что те ученики, которые занимаются литературным творчеством, пишут хорошие сочинения, становятся серьезнее, внимательнее, отзывчивее. Возможно, что не станут они писателями, но людьми большой души будут обязательно.