Формирование лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование лексических компетенций играет важную роль в развитии познавательной деятельности детей, т.к. слово, его значение - средство не только речи, а также мышления, как писал Л.С. Выготский .
Являясь базисом речевой организации человека, лексика выполняет важную функцию в овладении в полном объеме языком, как средством познания окружающего мира, общения, социальной адаптации.
В фундаментальных трудах неоднократно освещалась проблема развития лексически у детей с речевой патологией (В. П. Глухов, Н. С. Жукова, И. Ю. Кондратенко, Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Разработаны методические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с нарушениями речи.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей формирования лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие лексико-семантической стороны речи и ее формирование в онтогенезе 7
1.2 Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи 16
1.3 Особенности формирования лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 24
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей формирования лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста 31
2.1 Организаци я и методика проведения констатирующего эксперимента 31
Глава 3. Методические рекомендации по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 46
3.1 Направления и содержание логопедической работы по формированию лексико-семантической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 46
3.2 Приемы развития структуры значения слова на основе парадигматических связей слова 50
3.3 Приемы развития синтагматических связей слов 55
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 64
Список литературы1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников// М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2008.
2. Антипова Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: Дис. канд. пед. наук. – М. 1998. – 174с.
3. Бельтюков В.И Пути исследования механизма развития речи//В.И. Бельтюков// Дефектология. –1984. - №3. – С. 24 –32.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада– 2-е изд., дораб. // А.К. Бондаренко. –М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
5. Венгер Л.А. Психология // Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. –328 с.
6. Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. /Е.Н. Винарская.– М.: Просвещение, 1987. – 160с.
7. Воробьева В.К., Гриншпун Б.М. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. - М. : Изд-во МГПУ, - 1993.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л.С.Выготский / [Электронный ресурс] – http://pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-1.shtml
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. /А.Н. Гвоздев. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. – 472с.
10. Гербова В.В. Понимание, называние и использование глаголов/ В.В. Гербова// Дошкольное воспитание. –1969.–№10. - С. 7-18
11. Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. - М.: Экономика, 1997.
12. Громова О.Е, Методика формирования начального лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003 – 176
13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) / Л.Н. Ефименкова / [Электронный ресурс] – https://pedlib.ru/Books/1/0383/index.shtml?from_page=93
У наиболее слабых детей низкая активность запоминания может сочетаться с нарушениями в развитии познавательной деятельности.
Связь между нарушениями речи и другими аспектами психического развития определяет специфические особенности мышления. При общих предпосылках овладения доступными для их возраста мыслительными операциями дети отстают в развитии вербального и логического мышления, без специальной подготовки им трудно овладеть анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Помимо общей соматической слабости, для них также характерна некоторая задержка в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и подвижности выполнения. Наибольшие трудности отмечаются при выполнении движений в соответствии со словесными инструкциями [1].