Особенности развтитя навыков связного рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи
ВведениеАктуальность исследования. Развитие связной речи - основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка - это отмечали в своих работах: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Рудинштейн С.Л. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Исследования, проведённые психологами, педагогами, лингвистами, Е.А. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Ф.А. Сохиной создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Большой вклад в разработку методики развития речи дошкольников внесли М.М. Конина, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Е.А. Флёрина, и многие другие.
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие «связное высказывание» и ее психологическая природа 7
1.2. Развитие связного высказывания в онтогенезе 14
1.3 Формирование связного высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 27
2.1. Организация и методики исследования 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3. Методические рекомендации по развитию навыков связного рассказывания дошкольников с общим недоразвитием речи 41
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 53
Список литературыАлексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2016. – 158 с.
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
Арушанова, А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи / Дошкольное воспитание. 1993. № 9, - 126 с.
Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: - М., Сфера, 2013. – 64 с.
Большакова Э. Н. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. - М., Сфера, 2015. – 132 с.
Воробьева, В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией. Нарушения речи и голоса у детей / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель, 1995. – 88 с.
Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158с. / http://www.pedlib.ru/
Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-метод. пособие / Г.А.Волкова. - СПб.: Детство-пресс,2003, - 144 с.
Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1989. 300с.
Выготский Л. Б. Мышление и речь / Л.Б. Выготский. - Сборник. - М.: Издательство: АСТ, 2016 г. – 344 с.
Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский // Под ред. В.В. Давыдова. – Собр. соч. Т. 2. – М., 1982. – 504 с.
Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 сГрибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 95 с.
Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: пособие для воспит. дет. сада / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с.
В связной речи осуществляется коммуникативная функция языка и речи. Связная речь - это самая высокая форма речи, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. [7].
Это означает, что к шести - семи годам связная речь ребенка без речевых патологий уже достаточно хорошо сформирована. В речи ребенка присутствует множество конструкций сложного предложения, накоплен достаточный словарный запас и сформированы навыки словаря. Дети этого возраста свободно владеют звуковым анализом и синтезатором, нет нарушений звукопроизношения. При этом она обретает форму монологической и диалогической речи, которая становится связной и контекстной. Ребятишки способны составлять разные типы связных высказываний (описание, повествование и рассуждения) без использования наглядного материала.
По мнению автора, формирование у детей навыка построения связных развернутых высказываний одновременно активизирует речевые и интеллектуальные навыки [6].