Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников
Введение
Развитие речи является одной из важных задач. Очень часто в наше время мы сталкиваемся с тем, что дети говорят неправильно, у них скромный словарный запас, а ведь речь – это важный инструмент мышления, сознания, интеллекта. Интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера, эмоций, личности в целом непосредственно зависят от речи.Актуальность: полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Речь ребенка развивается постоянно: в быту, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но необходимо сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости. Эти вопросы поможет решить с использование сюжетно-ролевых игр.
Содержание
Введение 3
Раздел 1. Теоретические основы сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития старших дошкольников 6
1.1. Понятие сюжетно-ролевой игры, ее особенности 6
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 12
Вывод по разделу 1 22
Раздел 2. Опытно-поисковая работа по выявлению речевого развития старших дошкольников, влияния на него сюжетно-ролевой игры 24
2.1. Описание методики речевого развития и проведения сюжетно – ролевых игр старших дошкольников 24
2.2. Описание педагогических условий для использования сюжетно-ролевой игры в речевом развитии старших дошкольников 35
Выводы по разделу 2 41
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение
Список использованных источников
1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2 Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика. М., 2005. С.168.
HYPERLINK "https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/20/vypusknaya-kvalifikatsionnaya-rabota-syuzhetno-rolevaya-igra-kak" \l "ftnt_ref3" [3] Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Издательство "Лабиринт", 1999. С. 231
HYPERLINK "https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/20/vypusknaya-kvalifikatsionnaya-rabota-syuzhetno-rolevaya-igra-kak" \l "ftnt_ref4" [4] Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. С. 130.
HYPERLINK "https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/20/vypusknaya-kvalifikatsionnaya-rabota-syuzhetno-rolevaya-igra-kak" \l "ftnt_ref5" [5] Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребёнка. – СПб., 1997.
HYPERLINK "https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/20/vypusknaya-kvalifikatsionnaya-rabota-syuzhetno-rolevaya-igra-kak" \l "ftnt_ref6" [6] Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Балашов: «Николаев», 2004. С. 28.
HYPERLINK "https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/20/vypusknaya-kvalifikatsionnaya-rabota-syuzhetno-rolevaya-igra-kak" \l "ftnt_ref7" [7] Немов Р.В. Общая психология. Краткий курс. Питер, 2009. С. 114.
HYPERLINK "https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/20/vypusknaya-kvalifikatsionnaya-rabota-syuzhetno-rolevaya-igra-kak" \l "ftnt_ref8" [8] Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. М: ЧеРо, 2005. С. 314.
HYPERLINK "https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/20/vypusknaya-kvalifikatsionnaya-rabota-syuzhetno-rolevaya-igra-kak" \l "ftnt_ref9" [9] Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 234.
С точки зрения Ф.А. Сохина, одной из главных задач речевого развития дошкольников является овладение связной диалогической речью. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка. Все это необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания детей дошкольного возраста [41,с.2].По мнению кандидата педагогических наук А. Г. Арушановой, основными педагогическими условиями для развития диалогического общения детей являются: развивающая педагогическая среда, пространство общения, правила организации детей, неурочные формы обучения родному языку, недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания, эмоциональный комфорт и творческая атмосфера в группе [4. C.82-90].Рассмотрим их более подробно. Как утверждает М. М. Алексеева, это прежде всего материальные условия, т.е. развивающая среда. К ним относятся: наборы предметных и сюжетных картинок, серии сюжетных картинок для составления рассказов, рисунки детей для последующего составления рассказов, различные виды театров, наглядные схемы для упражнения в моделировании сюжета пересказываемого, атрибуты для игр-драматизаций [51, с. 232].С психологической точки зрения О.И. Соловьевой, не менее важным является создание эмоционально - благоприятного комфорта для детей. Это проявляется в налаживании контакта с детьми через совместную партнерскую игру. С этой целью оформляются игровые зоны, в соответствии с возрастом старших дошкольников. Например, « Салон красоты», « Театр», «Поликлиника» [40, с.146].