Современные представления о влиянии совместной игровой деятельности на формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Важность вопроса формирования диалогического общения у дошкольников, в том числе с нарушением речи и детей с ограниченными возможностями здоровья, на сегодняшний день обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерных основных образовательных программ дошкольного образования, комплексных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных основных образовательных программ для детей с тяжелыми нарушениями речи, разработками в теории и практики развития речи дошкольников.В настоящее время в связи с преобразованиями и гуманизацией в законодательстве системы дошкольного образования, сформированы технологии, методы, формы, которые приближены к индивидуальным и возрастным особенностям и потребностям детей. К ним можно отнести игру, которая представляется ведущим видом деятельности и естественной формой в дошкольном возрасте (О. Бизикова, Л. Выготский, С. Новоселова, Е. Рычагова, Л. Соловьева).
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2. Диалог как форма общения. Диалогическая речь и ее развитие в норме у детей дошкольного возраста
3. Характеристика формирования диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИИ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1. Игра как форма развития речи
2. Возможности использования игры в развитии диалогического общения у детей с общим недоразвитием речи
3. Роль совместной игровой деятельности в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
Андреева О. А. Возможности игровой деятельности в развитии речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Современный взгляд на науку и образование. – Москва, 2022. – С. 4-6.
Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии. – СПб., 2008. – 256 с.
Бабаянц Л. А. Отличительные черты речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. – 2022. – № 48 (443). – С. 385-386.
Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Скрипторий, 2008. – 133 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Психологос, 2012. - 423 с.
Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. – М.: Творческий центр Сфера, 2016. – 96 с.
Захарова В. А. Логопедическая работа по развитию диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальная педагогика и психология: традиции и инновации. – Москва, 2022. – С. 21-25.
Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
Карюхина С.А. Игра как фактор социально-коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении провинциального города. – Саранск, 2021. – С. 18-20.
Касаткина Н.С. Способность старших дошкольников с общим недоразвитием речи к диалогическому взаимодействию // Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Наука и социум». – Новосибирск, 2021. – С. 16-18.
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, которая предполагает воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [16, с. 27].Известные отечественные психологи и педагоги – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.К Крупская, А.С. Макаренко уделяли игре большое внимание.А.Н. Леонтьев указывал, что с помощью игры в дошкольном возрасте происходит развитие психики, интенсивно идет формирование личности [17, с. 24].Л.С. Выготский тоже считал, что игра является основой для полноценного развития ребенка, дает возможность для творческого развития, проявления фантазии, воплощения замыслов. Л.С. Выготский утверждал, что игра развивает мышление, воображение, является «школой произвольного поведения». Благодаря игре ребенок учится управлять своим поведением, совершать нравственные поступки без принуждения. Ребенок в игре пытается копировать поведение взрослых, многократно «заучивая» определенную модель поведения, так на практике ребенок демонстрирует взрослые формы поведения [31, с. 22].Д.Б. Эльконин считал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы.