Применение средств арт-терапии в комплексной реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

Скачать диплом с рассмотрением коммуникативных навыков, в том числе вербальных, у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, разработать методические рекомендации по их развитию с помощью арт-терапии.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.01.2025
Объем файла
178 Кб
Количество страниц
77
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕАктуальность. За последние несколько лет в системе образования РФ произошли существенные изменения, связанные с принятием государственной думой федерального закона «Об образовании в РФ», а также введением Федеральных государственных образовательных стандартов. Так, например, дошкольное образование вошло в систему общего образования, узаконено и закреплено инклюзивное образование, впервые выделены позиции медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи и т.д. Кроме того, отдельная статья закона посвящена образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, согласно которой содержание и условия специального образования определяются адаптированной образовательной программой. Неотъемлемой частью разработки адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья является проектирование коррекционной работы.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА…….7
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
с расстройствами аутистического спектра………………………..7
Особенности речевого развития младших школьников сРасстройствами аутистического спектра ………………………..16
Особенности логопедической работы с детьми
с расстройством аутистического спектра ………………………..22
Арт-терапия и особенности её применения в работе с детьми
с расстройствами аутистического спектра ……………………….26
Выводы по главе 1 ……………………………………………………35
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ……….38
2.1 Организация и методы исследования …………………………………38
2.2 Анализ результатов исследования коммуникативных навыков
и речи детей с расстройствами аутистического спектра …………………41
Выводы по главе 2 …………………………………………………….45
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ПОМОЩЬЮ
АРТ-ТЕРАПИИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ …………………………………………………………48
3.1 Методические рекомендации по развитию коммуникативныхнавыков у дошкольников с расстройствами аутистического
спектра с помощью арт-терапии ………………………………………..48
3.2 Анализ эффективности реализации методических рекомендаций
по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра с помощью арт-терапии ……58
Выводы по главе 3…………………………………………………….63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………..65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес. – М.: Теревинф, 2013. – 3-е изд. – 272 с.
Архипов, А.Б. Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей / А.Б. Архипова, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова. – М.: Диалог–МИФИ, 2011. – 64 с.
Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции: сборник методических работ / М. К. Бардышевская, Н. В. Бардышевский, и др. // Под ред. С. А. Морозова. – М.: Сигналь, 2001. – 183- 186 с.
Башина, В. М. Ранний детский аутизм. Исцеление / В. М. Башина. – М. , – 1993. – С. 154-165.
Бейкер, Б. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам / Б. Бейкер, А. Брайтман. – М.: Теревинф, 2006. – 497 с.
Веденина, М. Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом [Электронный ресурс] / М. Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики, 2014. – №19. –– URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/obzorosnovnyh-zarubezhnyh-podhodov-kВикжанович, С.Н. Характеристика системного недоразвития речи при расстройствах аутистического спектра / С.Н. Викжанович / Современные исследования социальных проблем, 2015. – № 8 (52). – С. 294–305.
Волошина, А.А. Особенности сенсорного восприятия у детей с расстройством аутистического спектра / А.А. Волошина / Актуальные научные исследования в современном мире, 2017. – № 5–1. – С. 190–194.
Выготский, Л. С. Психология искусства / Сост., авт. послесл. М. Г. Ярошевский; под ред. М. Г. Ярошевского; подгот. текста и коммент. В. Умрихина. – М. : Педагогика, 1987. – 345 с.
Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
Диагностика эмоционально-нравственного развития : практикум по психодиагностике / Сост. и ред. И. Б. Дерманова. – СПб. : Речь, 2002. – С. 150–172.

 Символы, используемые детьми в их деятельности, заключают в себе глубинные переживания, чувства и эмоции, которые сам ребёнок часто просто не умеет высказывать. Именно методы арт-терапии, позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, аппликацию, сказку, пластилиновую фигурку, игру [51]. Опираясь на продукты детского творчества, педагоги могут выбрать необходимое направление деятельности, подобрать оптимальные методы воздействия.
Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии. Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.