Активные процессы в русской лексике начала xxi века и их отражение в школьном курсе русского языка и во внеурочной деятельности

Скачать диплом с рассмотрением способа интеграции системной информации об активных процессах, происходящих в русской лексике начала XXI века, в курс изучения русского языка и во внеурочную деятельность путем создания научно-популярного канала на платформе YouTube.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.01.2025
Объем файла
171 Кб
Количество страниц
64
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2080 руб.
2600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Язык – динамичная система, которая находится в состоянии непрерывного развития. Профессор Г.П. Мельников при разработке системологических основ лингвистики писал: «Как всякая самонастраивающаяся система, язык имеет многоярусную иерархическую структуру, включающую внутриярусные, межъярусные и различные перекрестные связи» [36,183]. Это говорит о способности языка не только к изменению, но и к самосовершенствованию. Влияние социокультурных процессов и явлений в языке проявляется опосредованно и носит «отражательный» характер. Считается, что лексическая система языка наиболее ярко реагирует на воздействие общественных изменений [4].
Принято утверждать, что мы все говорим на «языке Пушкина», но в действительности каждая эпоха характеризуется изменением словаря в связи с появлением новых объектов, новых видов деятельности и исчезновением прежних, а также в связи с изменениями языковых норм.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 4
ГЛАВА I. АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЛЕКСИКЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................................................9
1.1. Понятие языковой тенденции.........................................................................9
1.2. Ключевые тенденции в развитии лексики русского языка начала XXI века. Изменение языковой нормы........................................................................14
1.2.1.Стилистические преобразования в лексике...............................................14
1.2.2. Изменение семантической структуры слова.............................................18
1.2.3. Пополнение активной и пассивной лексики языка. Активные процессы в словообразовании...............................................................................................24
1.2.4. Средства художественной выразительности в русской речи начала XXI века..........................................................................................................................30
Выводы по главе I..................................................................................................34
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ И НОВШЕСТВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ................................35
2.1. Отражение активных лексических процессов в курсе русского языка на примере УМК Ладыженской Т.А.........................................................................39
2.2. Методика рассмотрения активных процессов русской лексики во внеурочной (проектной) деятельности................................................................38
2.3. Реализация применения методики в МАОУ "Школа 31 им. Р.Зорге"...................................................................................................................41
Выводы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Аверьянова, А.Д. Как рождаются слова [Текст] / А.Д. Аверьянов. – М.: Наука, 1979. – 71 с.
Агаджанян, Р.В. Риторические приемы суггестивного воздействия в материалах разных дискурсивных практик [Текст] / Р.В. Агаджанян // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием (8 февраля 2013 г.). Ч. 1. – Екатеринбург: УрФУ, 2013.
Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 272 с.: ил.
Анненкова И.В. Язык современных СМИ в контексте русской культуры // Русская речь. 2006.
Базылев, В.Н. Российская лингвистика XXI века: традиции и новации [Текст] / В.Н. Базылев. – М.: Изд-во СГУ, 2009.
Баш Л. М. Дифференциация термина «заимствование»: хронологический и этимологический аспекты / Л. М. Баш // Вестник Московского университета. – Москва, 1989. – №9 – С. 22-34.
Беляева С. А. Английские слова в русском языке ⅩⅥ– ⅩⅩ вв. / С. А. Баш. – Влдв: Изд-во ДВГУ, 1984. – 108 сБулыгина Т.В., Шмелёв А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) / Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелёв. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 576 с.
Григорьев В.П. Поэтика слова. – М.: Наука, 1979. – 300 с.
Гришечко, Е.Г. Определение понятия речевого воздействия и виды этого воздействия [Текст] / Е.Г. Гришечко // Гуманитарные и социальные науки, 2008. № 4.
Земская Е. А. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест / Е. А. Земская, М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова. – М. : Наука, 1983. – 237 с.
Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992.
Земская Е.А., Китайгородская М. А., Розанова Н. Н. Языковая игра // Русская разговорная речь. — М., 1983.
 

В данном предложении мы видим, что слово культовый не означает принадлежности к определенному культу, а показывает эпохальность этой роли, символизирует ее, знаменует собой.
Эмоционально окрашенными являются глаголы, вбирающие в себя способность выразить отношение говорящего к какому-либо действию или даже событию. Сохраняются привычные вторично-метафорические значения - чуть не умер от стыда – как средство отражения речевой или ситуационной экспрессии.
Интересным может быть пример нашего времени, связанный с техническим прогрессом, сопровождающим постиндустриальную эпоху. На днях мой ноутбук умер. Совсем умер, насмерть. Не просто умер, а трагически скончался вместе со всеми недописанными курсовыми работами! Готова писать реквием. Помимо лексического повтора здесь использованы и синонимические субституты глагола умереть, в свою очередь являющего контекстуальным синонимом к выражению прекратить функционировать.