Особенности полового воспитания детей и подростков
Введение.
С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание – это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой, даже терминология.
Сейчас ситуация с половым воспитанием стала другой, что связано и со снижением возраста полового созревания (13 – 15 лет), а значит, с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. Сегодняшние 16 – 17 летние по половому поведению соответствуют 19 – 20 летним 60-х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 – 3 года раньше, а вот эмоциональное созревание – замедляется.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….......3
Первая глава. Сущность и национальный аспект полового воспитания……....7
§ 1. Цели и задачи полового воспитания…………………………………….…..7
§ 2. История полового воспитания в России…………………………………...14
§ 3. Современное положение полового воспитания в системе образования…21
Вторая глава. Особенности организации полового воспитания детей и подростков…………………………………………………………………..……29
§ 1. Психология полового воспитания на различных возрастных этапах…….29
§ 2. Особенности полового воспитания в семье…………………………….….54
Заключение………………………………………………………………….……66
Список литературы…………………………………………………………...….68
Список литературы:
Адлер А., Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов на Дону.: «Феникс», 1998.
Аралбаева М., Наша общая ответственность. Актуальность полового воспитания подрастающего поколения в современных условиях // «Учитель», 2010, №5, С. 37 – 39.
Аркин Е.А., Родителям о воспитании.: М,: гос.учеб.пед изд.мин. Просвещения РСФСР, 1957.
Водзинский Д.И., Семейно-бытовая культура, Минск, 1987.
Головнева Е.В., Теория воспитания: Учебное пособие для педагогических вузов, Стерлитамак: Стерлитамак. гос.пед.ин-т, 2009.
Дараган И., Долженко И., Воспитание навыков ответственного отношения к вопросам семьи и сексуального поведения // «Директор школы», 2006, №6, С. 99 – 103.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г., Сексология взросления // «Педагогика», 2005, №5, С. 49 –57.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г., Хаптанова Т.Г., Половое воспитание подростков: Ценностное отношение к здоровью // «Вопросы психологии», 2002, №3, С. 33 – 40.
Исаев Д.Н., Каган В.Е., Половое воспитание и психогигиена пола у детей., Ленинград, 1980.
Исаев Д.Н., Каган В.Е., Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты., изд. 2-е, перераб. и доп., Ленинград, 1988.
Каган В.Е., Воспитателю о сексологии, М, 1991.
Каган В. Е., Психосексуальное воспитание детей и подростков, Ленинград, 1990.
Ковалёв С.В., Психология современной семьи, М, 1988.
Ковинько Л.В., Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей. М,: «Академия», 1998.
Кон И.С., Психология ранней юности, М, 1989.
Колесов Д.В., Беседы о половом воспитании. 2-е изд., доп. М,: «Педагогика», 1986.
Кузнецова Л.Н., Воспитание девочки // «Педагогика». 1998, №6, С. 44 – 49.
Куинджи Н.Н., Валеология: Пути формирования здоровья школьников, М,: «Аспект Пресс», 2001.
Кунц О.Р., Педагогические проблемы полового воспитания в школе, Пермь,: «Стар», 1976.
Лейтес Н.С., Умственные способности и возраст, М,: «Просвещение», 1971,
Существующие программы сексуального образования нередко имеют тенденцию к полному исключению из рассмотрения проблем ЛГБТИ лиц или даже их стигматизации. Молодые люди из числа ЛГБТИ часто сталкиваются с издевательствами в школе и подвергаются более высокому риску нанесения себе вреда или самоубийства из-за неодобрения обществом своей сексуальной ориентации. Как всем другим детям, им следует обеспечивать адаптированное к их особенностям всестороннее сексуальное образовние. Оно должно включать в себя информацию, которая для них важна, достоверна с научной точки зрения и соответствует их возрасту. Это означает помощь детям в понимании сексуальной ориентации и гендерной идентичности и развенчание распространенных мифов и стереотипов в отношении ЛГБТИ.