Метод проектов как современная образовательная технология подготовки обучающихся на уроках технологии в школах московской области
ВведениеАктуальность исследования. Современные тенденции социально-экономического развития общества, связанные интенсивным внедрением новых технологий, предъявляют и новые требования к образованию. Быстрорастущий поток информации, развитие техники и производственных технологий потребовало смены образовательной парадигмы: не образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь. Главной задачей школы является подготовка творческой, образованной личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию.
В современном образовании акцент переносится с «усвоения знаний» учащимися на формирование у них компетентности. Среди множества современных инновационных педагогических подходов, отличающихся от «классического формирования знаний, умений и навыков», особое место занимает организация проектной деятельности, которая дает больше возможностей для реализации развивающего и личностно-ориентированного подходов.
Содержание
Введение 3
1. Теоретико-педагогические основы организации метода проектов как современной образовательной технологии в средней школе 7
1.1. История метода проектов в российской школе при обучении технологии и сущность понятия «проектный метод обучения» 7
1.2 Возможности и условия организации проектной деятельности на уроках технологии 14
1.3 Организация проектной деятельности на уроках технологии 19
2. Методические и практические аспекты организации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы 26
2.1 Методические материалы для оценки организации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы 26
2.2 Организация проектной деятельности на уроках «Технологии» общеобразовательной школы 31
2.3 Опытно-поисковая работа. Возможные условия по организации метода проектов как современной образовательной технологии подготовки обучающихся на уроках «Технологии» 37
Заключение 43
Список используемой литературы 47
Приложения 51
Список используемой литературыБогоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. / Под общей редакцией к.п.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Денисова Н.А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования. – ж. Дополнительное образование и воспитание, № 10, 2017.
Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей/ авторы – составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. – 2 изд., М.:АРКТИ. НЕУЧ. РУ : Реферат: « Проектная деятельность школьников» Волгоград.
Кожина, О.А. Технология: обслуживающий труд. 5 класс: учебник/О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. М.: Дрофа, 2018.
Логвинова, О.Н. Технологические карты образовательного процесса на уроках технологии. /Школа и производство. № 1. 2015. 1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: (утверждена Президентом РФ Д. А. Медведевым 04.02.2010г. Пр.271) // Вестник образования России. 2010. № 4.
Матяш Н.В. Технология: 1011 классы: базовый уровень: методические рекомендации/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: ВентанаГраф, 2011.
Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности. научнометодический журнал «Школа и производства», № 1, 2018.
Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: метод. рекомендации / сост. С.Н. Бабина. – Челябинск: ЧГПУ, 2014.
Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/Под ред. И.А.Сасовой.М.:Вентана Графф, 2010.
Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», № 5, 2019.
Молева Г.А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии/ Г.А. Молева, И.А. Богданова// Актуальные проблемы педагогики. Вып.7. - Владимир: ВГПУ, 2015.
- Надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить», который выполняется в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских).
По включенности в учебные планы проект может быть:
- Итоговым (когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала).- Текущим (в этом случае часть содержания учебного курса выносится на самообразование и проектную деятельность).
Итак, организация проектной деятельности на уроках технологии направлена на формирование активной субъектной позиции учащихся, на интеграцию различных предметных сфер, на реализацию знаний, умений и навыков в конкретной общественно-полезной деятельности. В этом смысле она имеет черты, сближающие ее с технологией коллективного творческого дела.