Методика обучения учащихся решению расчетных задач по химии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена теми изменениями, которые происходят в сфере образования. Составной частью естественнонаучного образования и важным средством развития личности является химическое образование, которое невозможно без обучения решению химических задач. Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. Проблема методики решения задач в любой науке стоит достаточно остро, т.к. тщательная ее разработанность предполагает лучшую усвояемость научных знаний, их систематизированность и способность к применению в новых нестандартных ситуациях.Некоторые учителя уделяют недостаточно внимания этому важному вопросу, сетуя на ограниченность времени и слабый контингент детей. В результате, как показывают рубежные контрольные работы, олимпиады, ЕГЭ, вступительные экзамены, учащиеся плохо решают расчетные задачи по химии.
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
1.Сущность и содержание методов обучения учащихся по химии..7
2.Роль расчетных задач в обучении химии …………………….….51
3. Анализ методических подходов к решению задач по уравнениям химических реакций …………………………………………………54
4. Методические рекомендации по решению задач в школьном курсе химии ………………………………………………………….58
Заключение…………………………………………………………65
Литература………………………………………………………….67
Список литературы
1. Абилов Ф.И. «Использование программ-схем по химии как средство обучения учащихся самостоятельной познавательной деятельности // Автореферат диссертации к.п.н.-М.: МПГУ, 1991.
2. Абкин Г.П. Методика решения задач по химии. М.: Просвещение, 1971.
3. Абкин Г.П. Задачи и упражнения по химии. М.: Просвещение, 1981.
4. Аркавенко Л.Н., Гапонцев В.Н., Белоусова О.А. Для чего классифицировать расчетные задачи // Химия в школе, 1995, № 3, с. 60.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Метод, основы. -М.: Просвещение, 1982.
6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985.
7. Бабков А.В., Михайлова А.Д. Решение расчетных задач с использованием табличной формы записи // Химия в школе. 1990. № 8. С. 93
8. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии, 1970, № 6. С. 11-20.
9. Беляев Н.Н. О системном подходе к решению задач // Химия в школе, 1998 г. №5.-С. 46
10. Беспалов П.И. и др. Реализация индивидуального подхода в условиях модульного обучения / Химия в школе. 1999. - № 7.
11. Борисов И.Н. Методика преподавания химии в средней школе. М.: Учпедгиз, 1956 .
12. Боровских Т.А. Обучение химии в 8 классе: Метод, пособие /. М.: ООО «Издательство ACT» 2002.
13. Буслова М.К. Системно-структурный подход в химии. Минск, 1984.
14. Веденяпин А.Я. Решения расчетных задач по химии. М.: Просвещение, 1972.
15. Вивюрский В.Я. Использование алгоритмических предписаний при составлении химических уравнений. Химия в школе, 1980, № 6.
Химический опыт может быть простым по технике выполнения, но трудным по методике его реализации. В качестве примера можно вспомнить взаимодействие азотной кислоты с металлами в цилиндре (или пробирке). Техника проведения опытов достаточно проста. Однако не так просто объяснить (подобрать методику) учащимся, почему в результате реакции азотной кислоты с металлами не выделяется газообразный водород, а образуются самые разнообразные (в зависимости от концентрации кислоты и активности металлов) продукты.Другой пример (Г. И. Шелинский, А. Д. Смирнов): синтез воды в эвдиометре по технике выполнения сложный. Но в методическом плане эксперимент очень простой (были взяты для синтеза воды по 2 объема водорода и кислорода, выясняется объемное соотношение вступивших в реакцию водорода и кислорода в процессе демонстрации химического эксперимента, учитывая, что остался 1 объем кислорода) - интерпретация химического эксперимента не вызывает затруднений ни у учителя, ни у учащихся.Химический эксперимент по характеру воздействия на мышление учащихся подразделяют на исследовательский и иллюстративный эксперимент. Характер эксперимента обеспечивается применяемой учителем методики его проведения (исследовательской или иллюстративной).Исследовательская методика может быть реализована в различной форме. Химический эксперимент при использовании исследовательской методики может служить объектом наблюдения уже в самом начале познавательного процесса. Учитель посредством слова руководит наблюдениями учащихся таким образом, чтобы они сами извлекали знания о непосредственно воспринимаемых свойствах наблюдаемого объекта. Например, демонстрация соляной кислоты, результаты наблюдения учащихся - жидкость, бесцветная, прозрачная, хорошо растворимая в воде, действующая на индикаторы. Такое сочетание слова учителя с химическим экспериментом определяется в литературе как первая форма сочетания слова со средствами наглядности.