Развитие восприятия детей 3-4 лет в познавательной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы. При этом развитие восприятие является компонентом становления индивидуальности, основной необходимой составляющей в развитии детей младшего дошкольного возраста. Развитие восприятие детей осуществляется в различных видах деятельности: игровой, познавательно - исследовательской, коммуникативной, изобразительной, двигательной и музыкальной. Особенно продуктивно развитие восприятие проявляется в познавательной деятельности. К тому же, познавательная деятельность предоставляет возможности общения и взаимодействия взрослого и ребенка, является основой восприятие контакта между ними.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
1 Психология восприятия в трудах классиков
2 Определение понятия «восприятие» в психологии. Виды восприятия.
3 Возрастные особенности восприятия детей дошкольного возраста
4 Особенности восприятия детей в возрасте 3-4 года
5 Развитие восприятия детей дошкольного возраста, в различных видах деятельности
6 Определение познавательной деятельности в воспитании и обучении
7 Развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательной деятельности в ДОУ
8 Виды познавательной деятельности ДМДВ в ДОУ
9 Развитие восприятия ДМДВ в познавательной деятельности
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 Организация эксперимента
2 Констатирующий этап эксперимента
3 Формирующий этап эксперимента
4 Контрольный этап эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СПИСОК
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155г. Москва «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2.Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А.Аркин. – Москва: Норма, 2011. – 95с.
3.Баданина, Л.И. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии / Л.И. Баданина. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. – 264 с.
4.Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации/ Д.Е.Берлайн // Вопросы психологии. – 2009. – №3. – С. 54–60.
5.Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С.Мухина – М.: Сфера 2010. – 266 с.
6.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина7.Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология
8.Купарадзе, Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н.Ц. Купарадзе. – М., 2011. – 121 с.
9.Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А.Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2009. – №8. – С. 46–48.
10.Поддьяков, Н.Н. Исследовательское поведение / Н.Н. Поддьяков. – М.: Академия, 2009. – 266 с.
11.Смирнова, А.Н. Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и с задержкой психического развития / А. Н. Смирнова // Научная статья. –2014. – № 5. –С. 77–82.
12.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
13.Рамонова, К.М. Особенности и пути их развития любознательности у детей дошкольного возраста / К.М. Рамонова. – СПб., 2009. – 257 с.
14.Шамова, Т.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Т.И.Шамова. – М.: Сфера, 2009. – 351 с.
В младшем дошкольном возрасте максимально продуктивно развитие психики ребенка. Восприятие младшего дошкольника (3, 4 лет) носит предметный характер, то есть все свойства предмета (цвет, форма, величина и т.п.) не отделяются у ребенка от предмета. Он воспринимает их слитно с предметом. При восприятии видит он не все свойства предмета, а только самые яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например, солнце желтое, клубника красная и сладкая. Действуя с предметами, ребенок начинает отличать их отдельные свойства, разнообразие свойства предмета. Именно это развивает способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства и разные в одном предмете.Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть и слышать звуки, его необходимо систематически обучать рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. В познавательной деятельности детей (3, 4 лет) формируется восприятие времени. Дети младшего школьного возраста ориентируются во времени на основе только бытовых показателей.Восприятие пространства. В младшем дошкольном возрасте восприятие далекого пространства мало дифференцировано и анализ расстояния очень неточен. Интересно в этом отношении воспоминание физиолога Гельмгольца, относящееся к 3-4 годам: «Я сам еще помню, как я ребенком проходил мимо церковной башни и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою мать достать мне их, что она могла бы сделать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх».Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие – процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу чувствительных, двигательных и речевых механизмов. Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека.