Отношение педагогов с разным уровнем конфликтности к использованию методов активного обучения
Введение
Актуальность. Школа является социальным институтом, отражающим все происходящие в обществе процессы. Рост конфликтности в обществе, связанный с процессами его трансформации, привел к росту конфликтности и внутри образовательной системы в нашей стране.Определение термина «конфликт» в психологической литературы звучит как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» [3]. Психологи ориентируют массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа [28].
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликтности педагогов в образовательных учреждениях
1.1. Конфликтность педагогов образовательных учреждения как составляющая личности
1.2. Факторы, влияющие на уровень конфликтности педагогов образовательных учреждений
1.3. Методы активного обучения: характеристика, определение и классификация
Глава 2. Эмпирическое исследование отношения педагогов с разным уровнем конфликтности к использованию методов активного обучения
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования отношения педагогов к методам активного обучения
2.3. Результаты исследования уровня конфликтности педагогов и их взаимосвязь с отношением к методам активного обучения
Заключение
Библиографический список
Приложение
список
Азнабаева, О.Б. Активные методы обучения как средство методического обеспечения компетентностного подхода в системе СПО: выпускная квалификационная работа. – Екатеринбург, 2020 – 62 с.
Аксёнов, С.И. Ролевая игра как способ формирования социальной культуры учащихся психолого-педагогических классов общеобразовательной школы / С.И. Аксёнов, С.В. Кузнецова, А.С. Лабутин // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7. – № 4. – С. 390-394.
Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе: учеб. пособ. / А.Я. Анцупов. – М.: Москва, 2003. – 67сАрюкова, Е.А. Исследование кейс-технологий в образовательном процессе на уроках естественно-научного цикла: обзор отечественных исследований / Е.А. Арюкова, В.С. Кривошеева, А.С. Пирогова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9. – № 4(33). – С. 13-15.
Ахмедова, Э.М. Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе / Э.М. Ахмедова, И.И. Недоповз // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С. 312-313.
Бажин, Е.Ф. Цветовой тест отношений: метод. рекомендации / Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд. – Л.: Ленинградский науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева, 1985 – 18 с.
Баныкина, С.В. Конфликтологическая подготовка педагога как условие укрепления взаимосвязи школы и семьи // Образование в школе: опыт, проблемы, инновации / Под ред. Ю. В. Васильева. - ИПК и ПРНО МО, M., 1996. - С. 42-47.
Баранова, Е.М. Оценка эффективности использования активных методов обучения / Е.М. Баранова // Вестник Московского университета. Серия Педагогическое образование. – 2016. – № 4. – С. 73-84.
Бирштейн, М.М. Основные направления развития деловых игр // Деловые игры в мире. – СПб.: СПбИЭИ, 1992. – 159 с.
Бородкин, Д.В. Активные методы обучения на уроках технологии / Д.В. Бородкин // Инновационная наука. – 2020. – № 9. – С. 61-62.
Выделяют такие виды дискуссий как: многоуровневые дискуссии, дебаты, дискуссию-ранжирование, круглые столы, заседания экспертной группы (панельная дискуссия), дискуссии в технике «Аквариум». Интересно, что групповые дискуссии одновременно выступают и активным методом обучения и технологией, используемой при использовании других АМ[30].Тематическая дискуссия. Перед ее проведением необходима подготовка в виде раздаточного материала, слайдов и пр. При организации дискуссии необходимо учитывать временные рамки учебного урока, его тематики, подготовки необходимых методических материалов. Эффективность данного метода заключается в том, что он позволяет расширить кругозор учащихся, а также умение отстоять своё мнение и уважать чужое.В начальных классах данный метод должен использоваться в занимательной форме, в зависимости от возраста учащихся, например, для 1 класса – просмотр мультфильма, для 2 класса – инсценировка, для 3 класса – театрализация, использование сенсационных новостей, в 4 классе можно подвести учащихся к самостоятельной постановке проблемы. … В конце каждой дискуссии необходимо подвести итоги, повторить разные стороны обсуждаемого и прийти к определённому выводу [34].На слуху также метод активного обучения, называемый брэйнсторминг (мозговой штурм).Данный метод берет свое начало А. Осборном (30е годы XX века, США). Преимущества – оперативность. В течение 1,5-2 часов (в ситуации урока чуть меньше или объединить уроки) аналитики и генераторы идей заняты созданием идей (даже самых нестандартных и противоречивых) для решения проблемы. При брейнрайтинге генерирование происходит в письменной форме, каждым участником фиксируется собственная идея. Таким образом, это метод выработки оптимального решения проблемного вопроса.