Выявление способов профилактики агрессивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Проявление агрессии в среде учащихся достаточно распространенное явление, которое поддается коррекции при условии понимания психологии агрессивного поведения и причин его возникновения.
Безусловно, когда агрессивное поведение встречается в детской среде, оно становится, своего рода испытанием, как для семьи ребенка, так и для его образовательной среды. Вместе с тем, стоит понимать, что часто дети сами не могут управлять данным эмоциональным проявлением, что обуславливает необходимость коррекции.
Коррекционная работа с агрессивным поведением младших школьников ориентирована, в первую очередь, на развитие личности ребенка, его эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. Важным звеном здесь выступает обучение самоконтролю и саморегуляции, а также способности осознавать свое эмоциональное состояние и говорить об этом.Именно организация образовательной среды младших школьников является основополагающим фактором, определяющим эффективность проводимой коррекционной работы агр
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
1.2. Причины и виды агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
1.3. Методы и формы коррекции агрессивного поведения
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Внеурочная деятельность в начальной школе: ее содержание, специфика и основные задачи
2.2. Нормативно-правовые аспекты организации внеурочной деятельности в начальной школе 34
2.3. Внеурочная работа как метод коррекции агрессивного поведения младших школьников 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Организация и методы исследования агрессивного поведения младших школьников
3.2. Анализ результатов исследования
3.3. Программа коррекции агрессивного поведения младших школьников
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агрессия и психическое здоровье [Текст]/ Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостакович – М.: Академия, 2019. – С.85.
Банщикова, Т.Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды / Т.Н. Банщикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – №8
Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль [Текст]/ Л. Берковец. - М.: Владос, 2019. – С.241.
Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С.Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №2. – 591 с.
Бреслав Г.Э Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2019. - 144 с.
Голенищева, М.А. Коррекция агрессивного поведения младших школьников методами арт-терапии / М.А. Голенищева // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2018. – №1. – С. 57-61.
Гончарова, А.П. Виды человеческой агрессии в трактовке Э. Фромма / А.П. Гончарова // Вестник научных конференций. – 2019. – №4-5. – С.29-30.
Долгова, В.И. Проявление агрессивности младших школьников / В.И. Долгова, Е.В. Коваленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт».– 2017. – с.239-243.
Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2020. – №1. – С.53-57.
Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2019. – № 1.
Еникополов, С.Н. Порочный круг. Агрессивный ребенок / С.Н. Ениколопов // Школьный психолог. – 2018. – № 18. – С.14.
Ерзин А.И. Диагностика и коррекция агрессивного поведения: учебное пособие / Ерзин А.И.. — Оренбург : Оренбургская государственная медицинская академия, 2018. — 254 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.r
Вместе с традиционными методами существует возможность использования компьютерных технологий в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Игровая компьютерная среда представлена серией мультфильмов о добре, вежливом общении с окружающими, трудолюбии, соблюдении правил поведения. Приобщение к данной среде вырабатывает ценностную установку для младшего школьного возраста. Виртуальное проживание игр-мультфильмов заставляет ребенка задуматься о себе и своих поступках. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться и с детьми, и с родителями.
Что касается работы с родителями, то она строиться в двух направлениях:просветительская работа об агрессивном поведении ребенка и обучение эффективным способам взаимодействия с агрессивным ребенком.
Т.П. Смирнова выделила 6 ключевых блоков – 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу с а