Исследование формирования и реализации программ развития образования в городе и разработка мероприятий по их совершенствованию (на примере Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа "Горизонт", г. Воскресенск)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Развитие образования в России сопровождается существенным недостатком государственного финансирования, что проявляется в недостаточном оснащении учебных заведений современным оборудованием, программным обеспечением, литературой, в низком уровне оплаты труда и как следствие – в низком качестве образования. Этому способствует также несогласованность действий органов управления различных уровней, подведомственных им образовательных организаций и бизнес–сообществ в сфере подготовки кадров для образовательной сферы. Управление развитием новой образовательной системы и программ развития образования имеет ряд особенностей, которые определяются ее значимостью для обеспечения инновационного развития общества, а также по сути кризисным состоянием и поиском направлений выхода из кризиса и дальнейшего развития всей образовательной системы. В свою очередь требования к новой системе образования в значительной степени влияют на управление современной муниципальной и региона
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ 8
1.1 Понятие, цели и задачи программ развития образования 8
1.2 Нормативно–правовая база, регулирующая развитие образования 14
1.3 Зарубежный опыт формирования и реализации программ развития образования 18
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ВОСКРЕСЕНСКЕ (МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ) 24
2.1 Анализ формирования и реализации программ развития образования в городе 24
2.2 Практика управления системой образования в городе 32
2.3 Анализ формирования и реализации программ развития образования в МОУ «СОШ «Горизонт» 36
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 47
3.1 Рекомендации по внедрению новых программ образования в МОУ «СОШ «Горизонт» 47
3.2 Оценка эффективности реализации предложенных мероприятий 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации » (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // СПС Консультант Плюс.
2. Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 № 786 (ред. от 28.12.2022) «О системе управления государственными программами Российской Федерации» (вместе с «Положением о системе управления государственными программами Российской Федерации ») // СПС Консультант Плюс.
3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 25.01.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования » // СПС Консультант Плюс.
4. Паспорт национального проекта «Образование » (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // СПС Консультант Плюс.
5. План деятельности Министерства просвещения Российской Федерации на 2022 год (утв. Минпросвещения России 25.04.2022 № СК–5/02вн) // СПС Консультант Плюс.
6. Александрова Е. Ю. Реализация государственной программы «развитие образования » путем распределения бюджетных ассигнований / Е. Ю. Александрова, Д. А. Карев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №6–3. – С.119–122.
7. Антонова Р. А. Оценка эффективности реализации государственных про-грамм в сфере образования, науки и технологий / Р. А. Антонова, Д. В. Шелковникова, Е.Е. Харламова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – №5–1. – С.32–42.
8. Аристенко Н. А. Проектирование программы развития системы образова-ния муниципального района в контексте национального проекта «Образо-вание » на основе региональной системы оценки качества образования / Н. А. Аристенко, Т. А. Попырина // Научно–методическое обеспечение оценки качества образования. – 2020. – №2 (10). – С.5–11.
9. Артемьева С. С. Государственные программы как инструмент реализации стратегии развития региона / С. С. Артемьева // Российская экономика в условиях новых вызовов: материалы Всерос. науч. –практ. конф. – Са-ранск: Изд–во ИП Афанасьев В.С., 2018. – С. 231–234.
10. Басюк В. С. Концепция развития образования как ресурс развития региона (опыт вилюйского макрорегиона Республики Саха (Якутия )) / В. С. Басюк, Ф. В. Габышева, Ю. С. Метелкина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2022. – №3. – С.7–22. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. / Под ред. М.И. Баканова. – 5– е изд., перераб. и доп.– Москва: Финансы и статистика, 2020. – 536 с.
11. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово– хозяйственной дея-тельности предприятия: учеб. пособие / Т.Б. Бердникова. – Москва: ИН-ФРА– М, 2019. – 224 с.
12. Бексултанова А. И. Нормативно–правовая база управления сферой образования / А. И. Бексултанова // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 56–4. – С. 39–42.
13. Бороненкова С.А. Бухгалтерский учет и экономический анализ: Учебник / С.А. Бороненкова, Т.И. Буянова. – Москва: ИНФРА– М, 2020. – 478 c.
14. Васильчук О.И. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / О.И. Ва-сильчук, Д.Л. Савенков; Под ред. Л.И. Ерохина. – Москва: Форум, НИЦ ИНФРА– М, 2017. – 496 c.
15. Виноградская Н.А. Диагностика и оптимизация финансово– экономического состояния предприятия: финансовый анализ: Практикум / Н.А. Виноградская. – Москва: МИСиС, 2018
Плановые расходы бюджета городского округа по отрасли «Образование » на финансовый 2021 год составили 1 109 743,6 тыс. рублей, что на 37 495,5 тыс. рублей больше, чем в 2020 году. Увеличение расходов по отрасли «Образование » за последние три года составило 10,9 %. Общие расходы по отрасли «Образование» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Общие расходы по отрасли «Образование » за период 2019 –2021 годы, тыс. руб.
Период 2019 год 2020 год 2021 год
Расходы 1 000 616,6 1 072 248,1 1 109 743,6
В 2021 году финансовые средства запланированы по направлены на обеспечение следующих направлений деятельности образовательных учреждений городского округа:
1. Выполнение мероприятий по реализации муниципальной программы «Развитие системы образования в городском округе на 2021–2028 годы » – 1 105 724