Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сфера образования в Российской Федерации подвергается изменениям. Целью образования теперь становится личностное развитие учащегося, а образовательный процесс строится в соответствии с системно-деятельностным подходом, что прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС).
Важнейшей задачей современной системы образования, является не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и развитие общекультурных, личностных и познавательных умений, которые обеспечивают такую ключевую компетенцию, как «научить учиться». А также является залогом профилактики школьных трудностей.
Существует социальный заказ на выпускников начальной школы с определенным уровнем сформированности, в частности, познавательных универсальных учебных действий, что прописано в ФГОС НОО.
Основой для разработки нового стандарта послужили исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Галь
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3
ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.....................................8
1.1. Логические универсальные учебные действия: сущность и условия ихформирования..............................................................................................................8
1.2. Психолого - педагогические аспекты формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.................20
1.3. Возможности русского языка как учебного предмета в формировании логических универсальных учебных действий.........................................................33
Вывод по первой главе..................................................................................................46
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА......................................................48
2.1. Диагностика уровня развития логических универсальных учебных действий у учащихся к началу опытного обучения: констатирующий этап...............................48
2.2. Организация и содержание опытного обучения по формированию логических универсальных действий у учащихся 3 класса на уроках русского языка: формирующий этап..........................................57
2.3. Анализ результатов опытного обучения: контрольный этап ........................... 62
Вывод по второй главе..................................................................................................65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев, Б.Г., Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР / Б.Г. Ананьев, 2018. Вып. 70. 149 с.
Адамович, Е.А., Как обучать детей письму изложений и сочинений // Начальная школа. / Е.А. Адамович, СПб: Питер, - 2019. - 215.
Асмолов,А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя под ред. – 2-е изд / А.Г. Асмолов. -М.: Просвещение, 2021. – 159 с.
Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли– 3-е изд.- / А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2021. – 152 с.
Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А., Карабанова, О.А., Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2020. – 325 с.
Бабинская, О.В., Практический курс методики преподавания иностранных языков: Английский, немецкий, французский: моногр. / П.К. Бабинская, - М.: Мн: ТетраСистемс, 2019. - 288 c.
Бабанский, Ю.К., Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский, М.: Просвещение, 2019.- 192 с.
Божович, Е.Д., Негативные стереотипы учебного опыта и возможности их преодоления // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников / Е.Д. Божович. М., 2018.- 174 с.
Бурова, Л.И., Яковлева, Е.В., Логика научного педагогического исследования: Учеб. Пособие./ Л.И. Бурова, Е.В. Яковлева, – Череповец: ЧГУ, 2020. – 245 с.
Воровщиков, С.Г., Логические пятиминутки как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов / С.Г. Воровщиков. М.: Просвещение, - 2019. – 148 с.
Выготский, Л.С., Психология и учение о локализации психических функций. Собр. соч. В 6-ти т. Т.1. // Выготский Л.С.– М.: Педагогика, 2019. – 487 с.
Виноградова, Н., Три кита начальной школы: Процесс обучения в начальн
Дети уже могут поменять сюжетную линию рассказа, вполне осознанно вводят условность. В начале обучения для создания образа ребенку требовался определенный объект (при чтении книги - опора на картинку), а далее – развивается опора на слово, так как именно оно помогает ребенку сформировать мысленно новый образ (изложение по рассказу учителя или прочитанному в книге).
Настоящие знания составляют базу для развития творческого воображения и процесса творчества и в последующие возрастные периоды жизни детей.
Память. В младшем школьном возрасте память претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словам