Общепринятое и индивидуальное в пунктуации прозы М. Горького и практическое применение материала на уроках русского языка в школе

Скачать диплом с рассмотрением применения авторской пунктуации в прозаических текстах М. Горького и применение изученного материала при преподавании русского языка в школе.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.01.2025
Объем файла
138 Кб
Количество страниц
75
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа посвящена вопросам авторского в пунктуации М. Горького и изучению данной темы в курсе русского языка в школе. В работе рассматриваются вопросы реализации принципов русской пунктуации; употребления нормированных, вариантных и авторских знаков препинания; особенности пунктуации в художественном тексте. Нерегламентированная пунктуация способствует акцентированию смысла, придает предложениям эмоциональную окраску. У каждого автора есть излюбленные приемы пунктуации и знаки препинания.
В данной выпускной квалификационной работе мы обращаемся к авторской пунктуации М. Горького.
Выбор темы мотивируется следующим:
- недостаточным вниманием к изучению авторской пунктуации в школе;
- возрастающим интересом к личности М. Горького;
- важностью рассматриваемого явления в системе изобразительно-выразительных средств в литературе;
- необходимостью изучить связь личности автора с характером его пунктуации;
 

Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие авторской пунктуации ………………………………………...6
1.1 История изучения пунктуации ……………………………………………………..6
1.2 Знаки препинания и смысл …………………………………………………………9
1.3 Знаки препинания и интонация …………………………………………………...14
1.4 Нерегламентированная пунктуация и понятие авторской пунктуации ……… 17
Выводы к главе 1 ………………………………………………………………………24
Глава 2. Функции авторской пунктуации в прозе М. Горького ……………….25
2.1 Авторская пунктуация при обособлении обстоятельств ………………………..25
2.2 Авторское обособление несогласованных определений ………………………..29
2.3 Авторское тире в простых предложениях ………………………………………30
2.4 Авторское тире в сложных предложениях ………………………………………42
2.5 Знаки препинания в конце предложения как показатель экспрессивности ……46
2.6 Авторское многоточие ……………………………………………………………49
Выводы к главе 2 ………………………………………………………………………54
Глава 3. Применение материала о пунктуации М. Горького на уроках русского языка в школе ……………………………………………………………………55
Выводы к главе 3 ……………………………………………………………………….65
Заключение ………………………………………………………………………66
Список литературы ……………………………………………………………...68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Художественная литература
1.Горький М. Дело Артамоновых: роман // М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах. Т.16 — М.: ГИХЛ, 1955.2.Горький М. Егор Булычов и другие: пьеса // М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах. Т.18 — М.: ГИХЛ, 1955.
3.Горький М. На дне: пьеса // М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах. Т. 6 — М.: ГИХЛ, 1955.
4.Горький М. Отшельник, Рассказ о безответной любви: рассказы // М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах. Т.16 — М.: ГИХЛ, 1955.
5.Горький М. Скуки ради, Супруги Орловы: рассказы // М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах. Т.3 — М.: ГИХЛ, 1955.
6.Горький М. Фома Гордеев: роман // М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах. Т.4 — М.: ГИХЛ, 1955.
7.Горький М. Челкаш: рассказ // М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах. Т.1 — М.: ГИХЛ, 1955.
II. Теоретические работы (монографии)
8.Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе русского языка. — М.: Высшая школа, 1990. — 161 с.
9.Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. М.: Просвещение, 1983. — 176 с.
10.Кольцова Л.М. Пунктуационный эксперимент в художественном тексте. Воронеж: издательство ВГУ, 2006. — 194 с.
11.Пешковский А. М. Интонация и грамматика // Избранные труды. — М.: Учпедгиз, 1959.
12.Пешковский А. М. Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания // Избранные труды. — М.: Учпедгиз, 1959.
13.Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. — М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
14.Фирсов Г.П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. — М.: АПН РСФСР, 1962. — 447 с.
15.Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. — М.: изд. АН СССР, 1955.
16.Шапиро А.Б. Современный русский язык: пунктуация. — М.: Просвещение, 1974. — 287 с.
17.Щерба Л. В. Пунктуация / Языковая система и речевая деятельность.—Л., 1974.
18.Эпштейн М.Н. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 864 с.

 

Не обязательно, но допустимо обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом. Так, П.А. Лекант отмечает, что обособление данных обстоятельств возможно при дополнительном условии, если присутствует уточняющий характер значения обособляемого члена предложения относительно другого. (Лекант П.А., 2007, С. 470)
Рассмотрим примеры авторского обособления обстоятельств.
Фома, нахмурившись, с обидой в сердце, смотрел на жирные губы и челюсти, жевавшие вкусные яства, ему хотелось закричать и выгнать вон всех этих людей, солидность которых еще недавно возбуждала в нем уважение к ним (М. Горький «Фома Гордеев»).