Исследовательская активность детей дошкольного возраста».

Скачать курсовую с рассмотрением экспериментально проверить педагогические факторы, способствующие развитию исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста.
Author image
Askar
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
23.01.2025
Объем файла
103 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение.
Актуальность темы исследования. В данный момент в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Разные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно значимых проблем. В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека.
Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что возникло противоречие между возможностями детей дошкольного возраста и факторами для роста исследовательской активности дошкольников в дошкольных образовательных организациях.
 

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития исследовательской активности детей дошкольного возраста………………………………………..7
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития исследовательской активности детей дошкольного возраста…………………7
1.2. Характеристика исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………...12
1.3. Педагогические условия развития исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………...16
Вывод по первой главе……………………………………………………….….24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста……………………………26
2.1. Задачи, методика и результаты констатирующего эксперимента………26
2.2. Организация работы по развитию исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста……………………………………………...…34
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация.....42 Вывод по второй главе…………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………………………....51
Приложения…………………………………………………………………..….56

Список литературы:
1. Баранова, Э.А. Изучаем детские вопросы / Э.А. Баранова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 12. – С. 13- 20.
2. Брежнева, О Формирование познавательной активности у среднего дошкольников / О. Брежнева // Дошкольное воспитание. 2000. №2. С. 12-16. 3. Бурнышева, М.Г. Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М.Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24- 26.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ ; Астрель, 2010. - 672 с. - Библиогр. : с. 660-663
5. Гризик, Т.И. Познаю мир: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2003. – 160 с.
6. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
7. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
8. Егорова, Р.И. Историко‐философский аспект раскрытия сущности педагогического сопровождения личности/Р.И. Егорова // Наука и образование. – 2007. – №1. – С. 94–99
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
10. Иванова, А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
11. Карпичева, Е.Л. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника / Е.Л. Карпичева. // Дошкольная педагогика : журнал. — 2012 .— №4 .— С. 28-31.
12. Комратова, Н.Г. Мир, в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с.
 


Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто применяются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и отличия. И это вполне закономерно: весь мир человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые степени качества, свойства, что позволяет по-новому взглянуть на то, что казалось обыкновенным, хорошо знакомым.
Вопросы для сравнения устанавливаются так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки отличия, потом – сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.