Неречевые нарушения при моторной алалии
Введение
В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психологического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии, общего недоразвития речи, дизартрии). Алалия - одна из тяжёлых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются не говорящими или почти не говорящими даже по времени поступления в школу. Поэтому, проблема диагностики и организации коррекционно–воспитательной работы при алалии – одна из наиболее важных и основополагающих научно – педагогических проблем, системы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений в настоящее время.
Оглавление
Введение.………………………………………………………………..………...3
Глава 1. Проблема моторной алалии у детей
Определение моторной алалии……………….…………...………………6
Этиологические факторы и клинические проявления моторной алалии…………………………………………………..…………………………….11
Речевые нарушения у детей с моторной алалией…………………….…13
Неречевые нарушения у детей с моторной алалией……………………17
Глава 2. Экспериментальное исследование неречевых нарушений у детей с моторной алалией
2.1. Организация констатирующего эксперимента..……...……………….....25
2.2. Методика исследования неречевых нарушений при моторной алалии…………………………………………………………….……………...…...26
2.3. Констатирующий эксперимент, его анализ….…………………….……34
Заключение…………………………………………………...…………………41
Список литературы.………………………… …………...................................43
Приложение………………………………………..…………………….....…...46
Список использованной литературы
Башинская, Т.В. Как превратить неговорящего ребёнка в Болтуна. (Из опыта преодоления моторной алалии) / Т.В. Башинская, Т.В. Пятница.- Мозырь: Белый Ветер, 2008. - 124 с.
М.Ю. Бобылова, А.А. Капустина, Т.А. Браудо, М.О. Абрамов, Н.И. Клепиков, Е.В. Панфилова. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики.// Русский журнал «Детский невролог». – М.,2017
Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. – М., 1972
Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников / Р.АБеловаДавид- М.: ВЛАДОС,2012.- 301 с.
Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектолог.фак.пед.вузов/ Л.С.Волкова, С.М.Шаховская,- М.:ВЛАДОС, 2009. - 680 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: в 6т. – М., 1982. – Т.2.
Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 301 с.
Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985
Голубева Л.П. Развитие речи неговорящих детей. / Из опыта работы с неговорящими детьми. - М.: ВЛАДОС, 2011.- 48 с.
Грибова О.Я. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией. – М.: журнал «Дефектология» № 6, 1995
Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. //Нарушения речи и голоса у детей. - М.,1995.
Гуровец Г.В., Маевская С.И. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии. //Недоразвитие и утрата речи вопросы теории и практики. - М., 1985.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций. - С-Пб.: Детство-Пресс, 2009.- 89 с.
Жарова Г.В. Речевая и неречевая симптоматика моторной алалии. // Российская оториноларингология №2 (33) 2008
На последующих этапах развития по мере овладения ребенком некоторыми образцами репродуцирующей речи отчетливые и стойкие трудности выявлялись в самостоятельной речевой деятельности. Стойким дефектом при моторной алалии является недостаточность всех форм произвольной речи. По мере развития самоконтроля за своей речью в ряде случаев наблюдается усиление речевого негативизма.
В школьном возрасте, когда дети достигают III уровня речевого развития, специфические затруднения особенно резко проявляются в недостаточности произвольной речи, что особенно хорошо заметно в устных ответах учеников. Они не могут рассказать урок «своими словами», а ограничиваются либо ответами на вопрос учителя, либо двумя – тремя фразами заученного текста. Эта же особенность проявляется и в письменных работах учащихся, которые характеризуются еще более низким уровнем развития самостоятельной речи.