Устранение нарушений пространственной ориентировки старших школьников с дизартрией

Скачать дипломную работу на тему: Устранение нарушений пространственной ориентировки старших школьников с дизартрией. В которой определен уровень сформированности пространственной ориентировки старших школьников с дизартрией.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.01.2025
Объем файла
111 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Для современного человека необходима развитая пространственная ориентировка, так территория его передвижений постоянно увеличивается. Кроме того, пространственные представления и ориентация являются важными для успешной жизнедеятельности, познания и активного преобразования окружающей жизни.Дизартрия занимает второе место среди всех форм нарушения речи у детей. Речь детей с дизартрией теряет свою членораздельность и становится почти непонятной для окружающих.В основе познавательной деятельности человека лежит ориентирование в пространстве и в окружающей действительности. Если у ребенка с дизартрией возникают трудности в развитии пространственных представлений, это влечет за собой проблемы при обучении в школе, которые могут выражаться в нарушении механизмов общей, речевой и мелкой моторики, в затруднении формирования навыка писать, в развитии личностных особенностей детей (неуверенность, медлительность, пассивность и т.д.) и др.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ6
1.1. Развитие пространственной ориентировки у детей в норме 6
1.2. Клинико- психолого-педагогическая характеристика старших школьников с дизартрией 12
1.3. Формирование пространственной ориентировки старших школьников с дизартрией18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ26
2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей старшего школьного возраста26
2.2. Методика обследования пространственной ориентировки старших школьников с дизартрией……………………………………………………….30
ГЛАВА 3. УСТРАНЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ36
3.1.Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по устранению нарушений пространственной ориентировки старших школьников с дизартрией36
3.2.Содержание логопедической работы по коррекции нарушений пространственной ориентировки старших школьников с дизартрией39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………46

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] /Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко // – М.: Просвещение, 2014. – 304 с.
2.Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей [Текст]: / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2018. – 319, [1] с.: ил. – (Высшая школа). – 362 с.
Архипова, Е.Ф. Особенности логопедический работы при дизартрии [Текст] /Е.Ф. Архипова // − Коррекционная педагогика, 2014 − №1 - С.36-42.
4.Бессонова, Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст]: / Т.П Бессонова., О.Е. Грибова – М.: АРКТИ, 2017. – 64 с.
5.Бетелева, Т. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе [Текст] / Т. Г. Бетелева, Н. Г Манелис // Школа здоровья, 2017. – №4. – С.15-28.
Вартапетова, Г.М. Особенности работы учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи младших школьников с общим недоразвитием речи и недоразвитием пространственного восприятия. [Текст] /Г.М. Вартапетова, Л.Л. Тычинина // - Новосибирск: Копи-центр, 2015. – 53 с.
Винарская, Е.Н. Дизартрия [Текст]: / Е.Н. Винарская – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2016. – 141 с.
8.Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии. — М., [Текст]: / Т.А. Власова, М. С. Певзнер, 2013. – 337 с.
9.Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. [Текст]: / Т. А., Власова, К. С. Лебединская, 2015. – 350 с.
Горбачёва, Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. [Текст] / Л.С. Горбачева // Дефектология, 2018. – №3. - С.36-38
Дунаева, З.М. Психологическое изучение и педагогическая коррекция пространственных функций у детей с задержкой психического развития. [Текст] /З.М. Дунаева. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. - М.: Педагогика, 2012. – 128с.

Р.И. Мартынова обращает внимание на то, что при дизартриях имеет место определенное соответствие характера и степени нарушения мышления и степени выраженности речевого дефекта.У подростков с легкими формами дизартрии наблюдается лишь некоторое ослабление мыслительной деятельности, проходящее по типу астенизации с выраженным снижением функций внимания и памяти, а при тяжелых - задержка психического развития или даже олигофрения.Говоря о состоянии таких психических функций как внимание, память, мышление у старших школьников с дизартрией, можно отметить следующее своеобразие: для многих характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса [7].Особые трудности они испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина) Затруднен процесс анализирующего восприятия: не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изо-деятельностью.Также старшие школьники затрудняются при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия.Все психические процессы, в числе которых пространственные представления, актуализируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, в которое оба полушария мозга вносят свой определенный функциональный вклад [6].