Формирование профессиональной компетентности учителя в системе непрерывного образования: управленческий аспект
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. К управлению профессиональным развитием учителей в современных условиях в системе общего образования предъявляются высокие требования. Новые образовательные ориентиры проявляются в различных направлениях: в построении системы образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и вариативного обучения. Инновационные технологии приводят к тому, что высокий уровень знаний по предмету и овладение методикой преподавания уже не могут в полной мере обеспечить высокий уровень профессиональной готовности. Изменилась цель образования, она связана со способностью человека адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Важное место в формировании личности человека, его взглядов, убеждений, мировоззрения занимает учебный предмет.
В ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) отмечено, что «преподавательский состав (учителя, педагоги
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя в системе непрерывного образования
1.1. Исторические предпосылки становления и развития непрерывного педагогического образования
1.2. Профессиональная компетентность учителя: сущность, структура, содержание
1.3. Модель управления формированием профессиональной компетентности учителя в системе непрерывного образования
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Исследовательская работа по управлению формированием профессиональной компетентности учителя в системе непрерывного образования
2.1. Оценка состояния сформированности профессиональной компетентности учителя в системе непрерывного образования
2.2. Система мероприятий по управлению формированием профессиональной компетентности учителя в системе непрерывного образования
2.3. Результаты исследовательской работы по управлению формированием профессиональной компетентности учителя в системе непрерывного образования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
1. Азизова Н. Р. Формирование профессиональной компетентности учителя. Поликультурная и информационная компетентность : учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. ‒ Москва : Издательство Юрайт, 2020. ‒ 162 с. ‒ Текст : непосредственный.
2. Ангеловский А. А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) / А. А. Ангеловский. ‒ Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). ‒ Уфа : Лето, 2011. ‒ С. 7-13. ‒ ISBN 978-5-87308-037-3. ‒ Текст : непосредственный.
3. Андреев В. Н. Система непрерывного образования как ключевая составляющая обеспечения инновационного развития региона / В. Н. Андреев // Псковский региональный журнал. 2013. ‒ № 15. ‒ С.167-172. ‒ISSN: 2219-7931. ‒ Текст : непосредственный.
4. Асмолов А. Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. 2007. №4. С.16-23. ‒ ISSN: 0042-8841‒ Текст : непосредственный.
5. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-v-professionalnom-obrazovanii-k-osvoeniyu-kompetentnostnogo-podhoda.
6. Безниско Е. Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя : диссертация канд. пед. наук : 13.00.08 Ростов-на-Дону, 2007 171 с.
7. Бермус А.Г. Приоритеты модернизации отечественного педагогического образования // Образовательная политика. – 2006. – № 4. – С. 37-41.
8. Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.
9. Болина, М. В. Формирование социокультурной компетентности будущего учителя: дисс.... канд. пед. наук [Текст] / М. В. Болина. ‒ Челябинск, 2000. ‒ 176 с.
Они требуют подготовки специалистов, владеющих не только специальными знаниями, но и обладающих определенными качествами, обеспечивающими их конкурентоспособность, профессиональную мобильность, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и совмещать различные трудовые функции. Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить ‒ действовать ‒ мыслить» [34], совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями: формирование творческой личности, готовности к использованию инновационных подходов на уроках, занятиях внеурочной деятельности, способности к непрерывному образованию, в первую очередь через освоение программ повышения квалификации учителя в общеобразовательной организации. В соответствие со ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее ‒ ТК РФ № 197-ФЗ) образовательная орган