Различия произвольного внимания у обучающихся первого и четвертого классов с интеллектуальными нарушениями

Скачать курсовую работу на тему: Различия произвольного внимания у обучающихся первого и четвертого классов с интеллектуальными нарушениями. В которой исследованы методики изучения произвольного внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Изучен обзор психолого-педагогических исследований по проблеме изучения развития внимания у детей.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
23.01.2025
Объем файла
580 Кб
Количество страниц
20
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Внимание у детей с интеллектуальными нарушениями, как и остальные познавательные функции имеет недоразвитие. При этом, согласно многочисленным исследованиям, оно динамично развивается у лиц данной категории на протяжении всего периода школьного обучения.Физиологические основы внимания исследовали И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский, Л.С. Выготский. Они изучали механизмы произвольного внимания у нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии.Проблемой внимания в специальной психологии занимались и отечественные и зарубежные ученые. Среди них И.В. Белякова, С.Д. Забрамная, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, И.Л. Баскаковой, С.В. Лиепиня, П.Я. Гальперин, Т. Рибо, У. Джемс и многие другие.Все они исследовали своеобразие внимания детей с умственной отсталостью. Ученые описывают средства коррекции и воспитания внимания, которые могут помочь в обучении и воспитании таких детей.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..……………….……… 3
ГЛАВА 1. Теоретический обзор проблемы изучения внимания у детей……..........................…...................................................................................
Внимание как психический процесс. Виды и свойства внимания………………………………………………………………………....
Развитие внимания у детей без нарушений психического развития…................................................................................................................
Особенности развития внимания у детей с интеллектуальными нарушениями…………………………………………………………….………..
Выводы по главе 1………………………………………………………...……..
ГЛАВА 2. Выявление различий в развитии внимания у обучающихся первого и четвертого классов с интеллектуальными нарушениями..........................................................................................................
2.1. Организация и методики исследования…………………………….…….…
2.2. Анализ результатов исследования………………………..…….……….…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………..…….…...…..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….........……

Список литературы
Дормышев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 2020
Шаповалова О.Е.1 ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», Внимание в структуре познавательной деятельности умственно отсталых школьников, 2019
Роль внимания как психического процесса в успешности обучения младших школьников. Бережкова Е.И. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2020
Внимание как особый психический процесс- Купцова Ольга Валерьевна, 2021
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 2021
Л. Ф. Чупров, Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2019
Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя/ под редакцией И.В. Дубровиной. 2019
Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров / И. В. Шаповаленко.–М. : Юрайт, 2020. –567 с
Дубровина, И.В. Психология/ И. В. Дубровина. –М.: Академия, 2019. –464 с.
Выготский Л.С психология развития человека
Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –– М . : Академия, 2022. – 160 с.
Калмыкова Е.А.Психология лиц с умственной отсталостью. – Курск: Курск. Гос. ун-т, 2019. – 121 с.
Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия.–СПб.: Питер, 2020. –320 с.
Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология внимания [Текст] / Ю.Б.Гиппенрейтер. –М. : ЧеРо, 2019. –858 с
Гальперин, П. Я. К проблеме внимания [Текст] / П. Я. Гальперин.–М.: Астрель, 2021. –С. 169-175.
Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д.Столяренко.–Ростов-н/Д : Феникс, 2020. –134 с.
Маклаков,А. Г. Общая психология[Текст] : учебник для вузов/ А.Г.Маклаков –СПб.: Питер, 2020. –583 с

У умственно отсталых школьников с преобладанием процессов возбуждения констатировано существенное отставание в показателях качества устойчивости и распределения внимания по сравнению с учащимися, имеющими неосложненную форму олигофрении.Умственно отсталые ученики с преобладанием процессов торможения имеют самый низкий показатель устойчивости внимания. Большинство учащихся этой клинической группы не способны к распределению внимания. По сравнению с другими олигофренами у них самый узкий объем внимания[13].Таким образом, внимание важный компонент психики человека, поскольку пронизывает все остальные психические процессы. Также оно играет огромную роль в психическом развитии детей и в формирование у них высших психических функций. Нарушения внимания у детей с умственной отсталостью выражены довольно сильно. Внимание умственно отсталых младших школьников характеризуется отставанием  в количественном и качественном отношении. Относительно сохранным у детей с умственной отсталостью является непроизвольное внимание, наиболее страдает произвольное. Но, несмотря на это, важным является формирование у младших школьников с умственной отсталостью именно произвольного и направленного внимания, так как от него зависит успешность их деятельности.