Формирование у старших дошкольников позитивного отношения к сверстникам на музыкальных занятиях
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Анализ основополагающих документов в сфере образования позволяет сделать вывод об усилении внимания к социально значимой проблеме воспитания личности, позитивно настроенной на создании тесных межличностных отношений в обществе. В мир детства все чаще проникают достаточно жесткие формы взаимоотношений, основой которых является соперничество, расчет, розыгрыш, отвержение по внешним признакам. Поэтому особого внимания заслуживает момент регуляции важных принципов во взаимоотношении детей уже в дошкольном детстве, когда зарождаются и развиваются отношения с другими людьми.
С первого дня своей жизни ребенок включается в многообразные отношения с окружающим его миром вещей и людей. По С. Л. Рубинштейну, отношение к другим является генетически более ранней формой, нежели отношение к себе, и проявляется у ребенка как осознание других прежде самого себя [44].
Е. О. Смирнова отмечает, что опыт первых отношений, которые зарождаются в младшем возрасте,
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ 13
1.1. Сущность понятия «позитивное отношение» и его конкретизация в контексте отношения старших дошкольников к сверстникам 13
1.2. Характеристика музыкальных занятий в дошкольной образовательной организации 18
1.3. Педагогические условия формирования позитивного отношения старших дошкольников к сверстникам на музыкальных занятиях 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ 40
2.1. Диагностика уровня сформированности позитивного отношения к сверстникам у старших дошкольников 40
2.2. Проект деятельности педагога по формированию позитивного отношения к сверстникам у старших дошкольников на музыкальных занятиях 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Законодательные и нормативные акты и документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – М.: Эксмо, 2016. – 300 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) [Текст]. – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
Литература:
3. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.
4. Абраменкова В. В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / В. В. Абраменкова.- М. , 2011. – 28 с.
5. Авраменко О. В. Педагогические условия формирования гуманно-сти у дошкольников в игровой деятельности [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / О. В. Авраменко. – Липецк, 2008. – 20с.
6. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры [Текст] / В. П. Анисимов // Музыкальная палитра. – 2006. - №4.
7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2013. – 288с.
8. Артемова Л. В. Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания [Текст]: автореф. дисс. … док. пед. наук / Л. В. Артемова. – Тбилиси, 2005. – 51с.
9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Кн. 1 и 2. - 2-е изд. - М.-Л.: Музыка,1971. – Кн. вторая. - Интонация. – 368 с.
10. Бабаева Т. Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения [Текст]: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Т. Н. Бабаева. – М, 2003. – 23с.
11. Басина Н. С. кисточкой и музыкой в руках. – М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997. – 144 с.
12. Безрукова В. С. Основы духовной культуры [Текст] : энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. –937 с.
13. Бодалев А. А. Личность и общение: избр. тр. – М.: Педагогика, 1983. – 271 с.
Все перечисленные методы, дополняя друг друга и предполагая вариативность применения, направлены на развитие художественного мышления дошкольников.
Третье условие, которое может способствовать формированию позитивного отношения старших дошкольников к сверстникам на музыкальных занятиях – это активизация музыкальной деятельности детей и создание специальных ситуаций.
Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внутренний мир человека, формировать его мысли, чувства, отношение к окружающему особо выделяют методику музыкального воспитания.
Перед началом занятия с детьми, нужно изучить их психологические и ментальные особенности. Они отличаются в каждой возрастной категории. Особенности восприятия музыки у детей дошкольного возраста часто перекликаются с особенностями восприятия окружающего мира и закл