Профилактика конфликтных отношений у детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Не будет преувеличением сказать, что конфликты стары, как мир. Конфликтные ситуации и разногласия, вероятно, не исчезнут и в будущем, поскольку согласно выражению одного из исследователей Р. Ли, общество без конфликтов - мертвое общество.
Более того, многие авторы, в частности Л. Козер подчеркивает, что противоречия, стоящие в основе конфликтов, выполняют ряд положительных функций: они привлекают внимание к проблеме, заставляют искать выходы из ситуации, предотвращают стагнацию – и тем самым способствуют развитию мира.
Конфликтов вряд ли удастся избежать вообще, однако, в какой форме они должны решаться – путем диалога и поиска взаимоприемлемых решений или вооруженной конфронтации.
Школы закладывают основу для будущего поведения человека, как в предконфликтных, так и в конфликтных ситуациях. Как и для любого социального института, для школ характерны разнообразные конфликты.
Педагогическая деятельность ориентирована на формирование всесторонне развитой личности, её
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ 8
1.1 Сущность понятия "конфликт" и его виды 8
1.2 Возрастные особенности межличностных отношений у младших школьников 16
1.3 Профилактика конфликтов в начальной школе 21
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИЕ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Выявление уровня сформированности межличностных отношений младших школьников 29
2.2 Разработка комплекса мероприятий профилактики конфликтного поведения младших школьников 40
2.3 Выявление динамики уровня сформированности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреев В.И. Конфликтология. М.: Проспект, 2007. 275 с.
2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Владос, 2003. 208 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити, 2004. 552 с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер, 2006. 526 с.
5. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности. М.: Флинта, 2012. 208 с.
6. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия, 2001. 160 с.
7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: Владос-пресс, 2005. 160 с.
8. Вербовская Е.В., Филиппова Л.В. Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста: творческое объединение «Театр»: учеб. пособие. Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. 291 с.
9. Волков Б.З. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2009. 343 с.
10. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2005. 208 с.
11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: от младшего школьного возраста до юношества. М.: Академический проект, 2005. 344 с.
12. Воробьёва А.В. Деятельность психолога по профилактике внутригрупповых конфликтов. М.: Лаборатория книги, 2010. 80 с.
13. Ворожейкин И.Н. Конфликтология. М.: ИНФРА-М, 2009. 240 с.
14. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
15. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, 1998. 800 с. 64
16. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. 544 с.
17. Дедов Н.П. Социальная конфликтология. М.: Академия, 2002. 329 с.
18. Детская психодрама в индивидуальной и семейной психотерапии, в детском саду и школе / Пер. с англ.; сост. Е.М. Климова. М.: Генезис, 2014. 336 с.
19. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Профилактика, диагностика, коррекция. М.: Генезис, 2009. 213 с.
20. Елькина О
Стимулирование – совокупность средств и приемов, побуждающих воспитанника к определенным действиям. Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование;
Включение школьников в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций;
Таким образом, анализ литературы показал, что универсальных методов разрешения конфликтов не существует. Поэтому большинство исследователей конфликтов предлагают действия, которые могут превратить конфликт из деструктивного в конструктивный. По словам Н. В. Самсоновой, эта общая схема заключается в следующем:
1. Действия, направленные на предотвращение инцидента;
2. Действия, связанные с подавлением конфликтов;
3. Отложенные действия;
4. Действия, ведущие к разрешению конфликта.
Психолого-педагогические исследования описывают очень небольшой спектр профилактических мероприятий