Коррекция речевого развития умственно отсталых дошкольников средствами артпедагогики
Введение
В Казахстанской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории, практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание и новые подходы, новые права и отношения, типы поведения, а также новый педагогический менталитет.
В настоящий момент современный этап модернизации образования связан с активным переходом от тоталитарной, унифицированной системы образования к вариативной, с позиции «школа для каждого». Это достигается благодаря новой образовательной парадигме, ориентирующей на общедоступность образования, адаптивность его системы уровням, особенностям развития обучающихся. Перед специальной школой стоит главная задача по благоприятной среде для максимальной самореализации, развития личности каждого ученика
Содержание
Введение
1 Современные проблемы артпедагогики в коррекционной работе на формирование речевого развития у умственно отсталых дошкольников
1.1 Сущность использования приемов артпедагогики в коррекционно-логопедической работе
1.2 Особенности речевого развития у умственно отсталых дошкольников
2 Коррекционно-логопедическая работа, направленная на коррекциюречевого развитияс помощью приемов артпедагогики
2.1 Методика работы по коррекции речевого развития умственно отсталых дошкольников в логопедических группах.
2.2 Опытно-экспериментальная работа и ее результаты
Заключение
Литература
Приложение А Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования
Приложение Б Конспекты занятий для проведения формирующего этапа опытно-экспериментального исследования
Приложение В Результаты контрольного этапа опытно-экспериментального исследования
Литература
1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова - М.: Академия, 2000. - 450 с.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с
3. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого ребенка / И.М. Бгажнокова - М.: Просвещение, 2010. - 93 с.
4. Брюховских Л.А. Особенности понимания речи умственно отсталыми дошкольниками/ Л.А. Брюховских// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.- 2009.-№1.- С. 18-23
5. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994. – 101 с.
6. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003. - №4. , с. 23-33
7. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР .- 2-е изд., испр., и доп. - М.: АРКТИ, 2004. – 100 с.
8. Глухов В. П. Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2005. - №3. - с.13-24.
9. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики / А.Н. Граборов. – М.: Классикс Стиль, 2005. – 248
10. Екжанова Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. - 2000. - №3. – С.66-78.
11. Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1981. – 111 с.
12. Жинкин Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Правда, 2001 . – 89 с.
13. Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.:Эксмо, 2011 . – 156 с.
14. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у детей. М.: Педагог, 2004 . – 102 с.
15. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О.Б. Иншакова.– М.: Педагогика, 2000. – 232 с.
16. Иванов Е.С. Что такое умственная отсталость? Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев. – СПб., 2000. – 67 с.
Для того, чтобы речь выполняла присущие ей функции, необходимо полноценное усвоение ребенком всех компонентов языковой системы, всех сторон речи: лексической и грамматической, фонетико-фонематической. Нужно, чтобы ребенок овладел связной речью (диалогической, монологической), был готов к овладению грамотой. Поэтому в более частные задачи работы по развитию речи входит:
- развитие связной речи;
- развитие словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие фонетико-фонематической стороны речи;
- подготовка к овладению грамотой (формирование элементарных навыков звукового анализа);
- ознакомление с детской художественной литературой.
Выделяются еще более частные, специальные задачи работы, имеющие выраженное коррекционное содержание, направленные на преодоление специфических недостатков речевого развития дете