Пересказ как средство развития речи младших школьников.
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования обусловлена потребностью общества в личности, свободно владеющей речью, испытывающей коммуникативный комфорт в общении. Развитие связной речи имеет исключительное значение для школьников, т.к. выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами.
В объяснительной записке программы по русскому языку для начальной школы подчеркивается, что развитие речи является одним из главных направлений работы начальных классов. Однако педагогический опыт и практика работы в школе показывает, что наиболее слабым звеном в системе обучения родному языку является работа по речевому развитию, которая требует использования разнообразных приемов и средств. Одним из таких средств является пересказ текста. Разнообразие видов пересказов, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в конечном итоге повышают уровень их речевого развития.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 5
1.1. Основные понятия связной речи. 5
1.2. Пересказ как средство развития связной речи учащихся 19
1.3. Вопрос о развитии повествовательной речи
в учебно-методической литературе 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ 31
2.1 Организация, методика и анализ результатов констатирующего
эксперимента 31
2.2 Упражнения и методические рекомендации по улучшению качества краткого пересказа 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Не найдено
Попутно заметим, что упражнения названного типа должны учить устанавливать связи слов и порядок слов не «вообще», а для наилучшего выражения определенной мысли, в определенном контексте. Поэтому целесообразно, предлагая учащимся составить из слов предложение, задавать им тот контекст, в который это предложение должно вписаться.
Обобщая все сказанное об актуальном членении предложение сделаем следующие выводы:
1. Теория актуального членения предложения является основой для работы над умением развивать мысль в тексте. Важно учащимся осознать, что мысль в тексте должна развиваться, а для этого надо, чтобы каждое предложение содержало новое сообщение, новые сведения о предмете речи.