Неуспеваемость учащихся : причины и способы ее приодоления
Введение
В наши дни проблема школьной неуспеваемости и ее причины - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остается актуальной. С каждым годом успеваемость падает все больше. Основываясь на результатах современных исследований, можно утверждать, что затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Трудности, связанные с обучением, с освоением школьных навыков - это не только внутрисемейная, внутришкольная проблема, но и проблема общественная. От нее зависит будущее каждого из граждан нашей страны в целом. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе.
Цель исследования - выявить причины неуспеваемости средних классов и определить пути их преодоления;
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
Глава I.Неуспеваемость. Её характеристика в процессе обучения.
1.1. Категории, типы, элементы неуспеваемости………….
1.2. Причины неуспеваемости у школьников
1.3.Общая психолого-педагогическая неуспеваемость обучающегося
1.4.Типология неуспевающих школьников
1.5.Факторы, влияющие на неуспеваемость учащихся среднего возраста
1.6.Пути устранения и предупреждения школьной неуспеваемости
Глава II Практическая работа
2.1.Экспериментальная работа по устранению неуспеваемости школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................
Список литературы:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось-89. - 1997. - 224 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1983. - 320 с.
3. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. - М.: Генезис, 2010. - 124 с.
4. Блонский П.П. Трудные школьники. - М.: 1929. - 57 с.
5. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость//Избранные педагогические произведения. - М.: 1961. - 13 с.
6. Бударный А.А. Преодолевать неуспеваемость - М.: Народное образование, 1963. - 37 с.
7. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М.: 1954. - 102 с.
8. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция благополучия. - Киев, 1993. - 79 с.
9. Данилов М.А. Процесс обучения в современной школе. - М.: Наука, 1990. - 141 с.
10.Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991. - 23 с.
11.Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: Российское педагогическое агенство. - 1997. - 123 с.
12. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. - СПб.: Питер, 2009
13. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка: Избранные педагогические труды. - М.: Издательство московского психолого-социального института, 2004. - 512 с.
14. Мурачковский А.И. Типы неуспевающих школьников. - Советская педагогика: 1965, №7.
15. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. - СПб.: Речь, 2010. - 200 с.
16. Орлов А.А.: « Введение в педагогическую деятельность. Практикум». Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.
Глава 1.3.Общая психолого-педагогическая неуспеваемость обучающегосяНеуспевающие учащиеся не умеют учиться или попросту не хотят. Такие школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, делают это наспех, не анализируя учебного материала. Эти учащиеся не работают над процессом усвоения знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Поэтому знания неуспевающих школьников имеют бессистемный, фрагментарный характер.
Такой подход к учению приводит к систематической интеллектуальной недогрузке, что приводит к значительному снижению темпов умственного развития этих школьников и ещё больше усиливает их отставание от одноклассников.