Анализ ассортиментной политики предприятия
ВВЕДЕНИЕ
В России в 1980-е годы эпоха централизованного планирования и распределения постепенно начала сменяться эпохой конкурентного розничного бизнеса. В настоящее время торговля заняла важнейшее место в экономике страны благодаря своему непосредственному влиянию на качество жизни населения. Потребление товаров постоянно увеличивается. Это вызывает необходимость изучения покупательского спроса, ведь в условиях конкуренции важно знать, какие товары необходимы покупателям. Для того, чтобы розничная организация была успешной, следует принимать компетентные решения, касающиеся того, что, в каких количествах и в какое время следует закупать, чтобы затем выставлять на продажу.
Проблему наиболее полного удовлетворения запросов потребителей можно решить с помощью совершенствования ассортиментной политики. Товар должен отражать потребности и пожелания различных сегментов рынка и для решения этой задачи требуется весьма искусный и изощренный подход.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические основы ассортиментной политики предприятия розничной торговли 5
1.1 Понятие, сущность и задачи ассортиментной политики 5
1.2 Факторы, влияющие на формирование ассортиментной политики 8
2. Методы анализа ассортимента и совершенствования ассортиментной политики предприятия розничной торговли 12
2.1 Методы анализа торгового ассортимента 12
2.2. Методы совершенствования ассортиментной политики 17
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию ассортиментной политики предприятия розничной торговли 21
3.1. Анализ ассортимента методом АВС-анализа 21
3.2. Рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики торгового предприятия 26
Заключение 29
Список использованных источников 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности – М.: Финансы и статистика, 2012.
Акулич И.Г. Маркетинг. Практикум: учебник – Мн.: Высшая школа, 2014.
Амблер Т. Практический маркетинг – СПб.: Питер, 2012.
Баев А. В. Совершенствование методов экономической оценки ассортиментной политики: Дисс. канд. экон. наук. – Уфа, 2005.
Багиев Г. Л. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, др. – СПб.: Питер, 2011.
Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. – М.: КНОРУС, 2011.
Бертран Дж. Маркетинг в глобальном мире: методы и стратегия работы на международном рынке: учебник / Дж. Бертран. Пер. с англ., М.: – ИНФРА-М, изд. 2-е – 2013.
Бланк И. А. Управление торговым предприятием - К: Финский институт менеджмента и бизнеса, 2012.
Бузукова Е. А. Закупки и поставщики: курс управления ассортиментом в рознице; под ред. С. Сысоевой. – СПб.: Питер, 2009. – 421 с.
Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху: учебник. – М.: АО Интерэксперт, Экономика, 2012.
Власова В. М. Основы предпринимательской деятельности: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2014.
Гейлер Г.В. Ассортиментная политика на рынке товаров народного потребления: учебник / Г.В. Гейлер – М.: КЭкН., 2011.
Гилберт Д. Управление розничным маркетингом / Под ред. Д. Гилберта. Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2005.
Голубкова Е. Н. Повышение конкурентоспособности торгового предприятия / Е. Н. Голубкова, И. В. Полянская, Ю. Щукина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013.
Гэмбл П. Маркетинг взаимоотношений с потребителями: учебник – М.: Гранд, 2014.
Данный метод анализа получил большое развитие, благодаря своей универсальности и эффективности. С помощью АВС-анализа ассортиментные группы разбиваются по степени влияния на общий результат. Принципом группировки может быть величина выручки, получаемая от конкретной группы, объем продаж или какие-либо другие параметры. Часто выручка более показательна в качестве критерия группировки. Группировка по объему продаж может быть адекватна в том случае, если анализируемые группы продукции однородны по составу и цене.
В результате анализа ассортимент делится на три группы товаров:
группа А объединяет товары, которые в сумме дают до 80% прибыли, занимая около 20% в натуральном выражении объёма продаж;
группа В — это 20% товаров, обеспечивающих около 20% прибыли;
группа С приносит около 5% прибыли и занимает 60–70% в натуральном объёме продаж.