Проект «дочитаться до звезды» на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетентности у первоклассников
Введение
Актуальность исследования. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования отражает мнение общества на образ идеального выпускника начальной школы. Обществу необходимы выпускники начальной школы, которые владеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знают книги, умеют их выбирать и имеют потребности в их чтении. Между тем исследования показывают увеличение интереса не к чтению, а к компьютерным играм, социальным сетям. Игры и социальные сети ставятся в противовес чтению познавательной и художественной литературы. Это проявляется в отдаче младшими школьниками предпочтения более легкому способу получения знаний и более красочному, яркому и развлекательному времяпрепровождению. В связи с этим, особое значение имеет формирование у младших школьников основ читательской компетентности. Учитель должен не только сформировать положительную мотивацию к чтению, научить читать, но и воспитать активного, сам
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..........4
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования читательской компетентности у первоклассников посредством реализации проекта…………………………………………………..…….....8
1.1. Сущность процесса формирования читательской компетентности у первоклассников………………………………………………...…………..…….8
1.2. Потенциал уроков литературного чтения для формирования читательской компетентности у первоклассников …………………..…..…19
1.3. Условия организации проекта «Дочитаться до звезды» на уроках литературного чтения как средства для формирования читательской компетентности у первоклассников………………………………..……..….32
Выводы по первой главе…………………………………………………........44
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию читательской компетентности у обучающихся первого класса на уроках литературного чтения посредствам использования проекта «Дочитаться до звезды» ………………47
2.1. Диагностика уровня сформированности читательской компетентности у первоклассников…………………………………………………..………..……47
2.2. Содержание деятельности педагога по формированию читательской компетентности у первоклассников посредством использования проекта «Дочитаться до звезды» на уроках литературного чтения………………….64
Выводы по второй главе…………………………………………………...….70
Заключение……………………………………………………………………...72
Список использованной литературы.............................................................75
Приложение 1. Анкета для родителей «Приобщение детей к чтению»….…89
Приложение 2. Анкета для педагогов «читательская компетентность учащихся» …………………………………………………………………...…...92
Приложение 3. Паспорт проекта «Дочитаться до звезды» …………...……96
Приложение 4. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения…...............................................................................................................100
Приложение 5. Упражнения на формирование фонематического анализа и синтеза ………………………………………………………………...……......106
Приложение 6. Упражнения на развитие восприятия текста………..…...108
Приложение7. Методические рекомендации для родителей по повышению уровня читательской компетентности младших школьников…………….111
Список использованной литературы
1. Абрамов, А. В. «Читалочка»: дидакт. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. В. Абрамов. – Москва: Просвещение, 2014. – 146 с. – Текст: непосредственный.
2. Авдеев, А. В. Формирование читательской компетенции младших школьников / А. В. Авдеева, М. В. Молькова. – Текст: электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23190/ (дата обращения: 19.03.2023).
3. Алсаева, Н. С. Приемы развития читательской компетентности, направленные на становление личностных характеристик учеников начальной школы / Н. С. Алсаева, Е. А. Емельянова. – Текст: электронный // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: материалы Всерос. науч.-метод. конф. – Иркутск: Изд-во Типография Иркут, 2018. – 272-280. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37062751 (дата обращения: 19.03.2023). – Режим доступа: по подписке.
4. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности /В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988 - 238 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001427609 (дата обращения: 19.12.2022).
5. Аракчеева, И. В. Воспитание поликультурной личности в рамках реализации проекта «Сказки для первоклассников» // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-polikulturnoy-lichnosti-v-ramkah-realizatsii-proekta-skazki-dlya-pervoklassnikov (дата обращения: 23.02.2023).
6. Бакшеева, Э. П. К вопросу о формировании читательской компетентности детей младшего школьного возраста // Современное педагогическое образование. 2020. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-chitatelskoy-kompetentnosti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 07.04.2023).
7. Блинова, Л. А. Формирование читательской компетенции школьников в соответствии с ФГОС НОО и ООО // Проблемы Науки. 2016. №4 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-kompetentsii-shkolnikov-v-sootvetstvii-s-fgos-noo-i-ooo (дата обращения: 07.04.2023).
8. Бояринова, С. С. Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников [Электронный ресурс] // Молодой ученый, 2017. − № 15 (149). − С. 552-554. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29042159 (дата обращения: 07.04.2022).
9. Воскобойникова, Е. А. Формирование читательской компетентности младших школьников на основе комплексного подхода / Е. А. Воскобойникова, Т. М. Стручаева. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2019. - № 6 - С. 26-30 (дата обращения: 19.12.2022).
10. Вотякова, О. В. Развитие читательской компетентности учащихся на уроках литературного чтения средствами УМК «Начальная школа XXI века» / О. В. Вотяков. – Текст: электронный // Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. 2018. – С. 36-38. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34854955 (дата обращения: 15.03.2023). – Режим доступа: по подписке.
11. Гаврильева, Н.Н., Неустроев, Н.Д. Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 32. С. 64–71 (дата обращения: 26.12.2022).
12. Галактионова, Т.Г. Формирование и развитие читательской компетенции [Электронный ресурс] URL: www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=25842 (дата обращения: 12.02.2023).
13. Галашкина, Ю. М. Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции. Формирование компетенции как фактора конкурентоспособности работника / Ю. М. Галашкина. — Текст: непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 138-142. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1525/ (дата обращения: 06.04.2023).
14. Герасимова, О. И., Гончарова-Тверская, О.Н., Кряжевских, Е. Г. Читательская компетентность детей
Темы проектов выбираются обучающимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность осуществлении межпредметных связей, преемственности в обучении.
Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива.
Проекты на уроках литературного чтения способствуют лучшему пониманию конкретных произведений, жанров, стилевых особенностей. Проекты, реализуемые на уроке чтения, могут включать организацию работы, создание словаря исчезнувших слов, слайд-картинок и т.д. Однако мы подтверждаем, что все эти виды работ на этих уроках будут связаны с проектной деятельностью, если учитель реализует их на этапах планирования.
Таким образом, проектная деятельность на уроках в начальной школе решает несколько задач:
Достигаются образовательные (предметные) задачи урока – дети в активной деятельности