Регуляция агрессивного поведения подростков на занятиях по физической культуре
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Будущее общества связано с решением проблем воспитания подрастающего поколения с позиций новых парадигмальных основ современного образования. Они исходят из уникальности, самоценности, целостности человека, из активной тенденции развития самого себя, своих возможностей. Задачей школы в соответствии с этим является не формирование каких-либо позитивных качеств личности, а создание условий для ее целостного развертывания, формирование у молодых людей адекватных ценностей жизни на основе гармоничного развития их внутренних возможностей без проявления агрессии.
В современной образовательной системе под видом реформирования вводятся «новшества», направленные на одностороннее развитие личности детей. Это, в частности, проявляется в ослаблении внимания в педагогической деятельности школы воспитательной работе, приоритетности в воспитательной деятельности отдельных школ или художественного воспитания, или спортивной деятельности в ущерб другим направле
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...............................................4
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ И СПОСОБЫ ЕЕ РЕГУЛЯЦИИ......….….................................................8
1.1. Понятие, причины, последствия агрессии……………………..........8
1.2. Особенности подростковой агрессии, ее причины……………......13
1.3. Средства физической культуры как один из способов регуляции агрессивного поведения подростков..…………………………….….………..17
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ …………........21
2.1. Особенности проявления агрессии у подростков (констатирующий этап эксперимента)…………………………………….....................................21
2.2. Экспериментальная программа, направленная на регуляции агрессивного поведения подростков (формирующий этап эксперимента.....26
2.3 Эффективность реализации экспериментальной программы, направленной на регуляцию агрессивного поведения подростков (контрольный этап эксперимента)…….……................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..........35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..………...………………...........38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев Б.Л. Трудные дети и спорт. – М.: «МОДЭК», 2005. – 233 с.
Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен // Педагогика. – 2010. – № 9. – С. 28-33.
Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Калинина Н.В., Салахова В.Б. Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде. Методические рекомендации для психологов общеобразовательных организаций. М., 2018. – 36 с.
Архиповская О.А., Глазырина Л.А., Иванова Н.Л., Калинина С.Б., Костенко А.С., Лопуга Е.В., Луканина М.Ф., Назарова И.Г., Смирнова О.Г., Пяташова Е.В., Федосенко Е.В., Шелкова В.А./ Под ред. Смирнова О.Г., Шишакова И.Е. Пути предупреждения и коррекции агрессивного поведения подростков. Сборник информационно-методических материалов для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. – Ярославль, 2019. - 126 с.
Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина /Под ред. Б.А. Ашмарина. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
Бажин А.С. Карьера и профессиональные компетенции специалистов //Высшее образование сегодня. – 2007. – №9.
Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь.- СПб, «Сударыня», 1998.
Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: ФиС, 1985. – 175 с.
Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132с.
Демина В.В., Тимофеева Е.М. Проблемы детской и подростковой агрессии и пути ее снижения / Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 11. – С. 18-22.
Дидарова И.К. Методика занятий физической культурой с трудными подростками в условиях социально-реабилитационного центра: автореф. канд. пед. наук: 13.00.04 / Дидарова И.К. – Волгоград, 2010. – 24 с.
Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая кни
Таким образом, можно констатировать, что детская агрессивность является фактором, приводящим к формированию агрессивного поведения подростков. Диагностическое исследование показало, что чрезмерная агрессивность является вполне типичным отклонением в развитии подростков (68% обследованных детей демонстрировали различные проявления агрессивности). Подростковая агрессивность различается как по направленности (на окружающих, на себя - аутоагрессия), так и по форме (физическая, вербальная, косвенная). У таких подростков возникают проблемы с формированием устойчивой мотивации достижения успеха и волевых качеств. Также наблюдается заниженная самооценка по отношению к широким социальным контактам. Часто поведение таких детей носит провокационный характер.
Для делинквентных подростков характер