Реабилитационные возможности обучения сюжетно-ролевой игре умственно отсталых дошкольников в процессе их социализации

Скачать дипломную работу на тему: "Реабилитационные возможности обучения сюжетно-ролевой игре умственно отсталых дошкольников в процессе их социализации". В которой изучено состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе; выявлены особенности игровой деятельности детей с нормальным развитием и детей с умственной отсталостью.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
22.01.2025
Объем файла
300 Кб
Количество страниц
78
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время остро стоит проблема изучения детей с различными органическими нарушениями. На сегодняшний день наибольшее количество аномальных детей - это дети с умственной отсталостью (далее - УО). В нашей работе мы будем рассматривать детей с умственной отсталостью.
Умственная отсталость (УО) - это врожденное или приобретенное нарушение в развитии нервной системы и психики, которое характеризуется значительными ограничениями в интеллектуальном функционировании и приводит к социальной дезадаптации.
Некоторые родители, которые сталкиваются с проблемой рождения ребенка с умственной отсталостью, не хотят верить, что их ребенок такой. Они думают, что в результате долгой и упорной работы он станет нормальным. Но ребенок может только приблизиться к норме, то есть достичь своего максимального развития, заложенного природой потенциала. Это поможет в коррекционной работе с ребенком. Большинство в коррекционно-педагогическая работы с детьми в дошкольном возрасте осуществля

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 4

ГЛАВА 1. РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ………..….7

1.1. Игра как психолого-педагогическая категория…………………… 7

1.2. Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...… 16

1.3. Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии…………………….. 21

1.4. Организация процесса обучения сюжетно-ролевой игре умственно отсталых детей……………………………………………….      26

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С  УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ............................................................. 34

2.1. Методы диагностики  и организации игровой деятельности детей с умственной отсталостью …………………………….................... 34

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента …………… 41

2.3 Рекомендации по коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью  ……………………………………………………..... 48

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ……………………....56

3.1. Игра как средство развития и коррекции познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью, обусловливающее их социализацию ………………………………………………………………56

3.2. Основные технологии обучения игровым действиям, направленным на формирование основ сюжетно-ролевой игры дошкольников с умственной отсталостью ……………………………….58

3.3. Формирующий этап исследования ………………………………….. 69

3.4 Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента…………………………………………………….....77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 83

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 86

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Азаров Ю. Л. Радость учить и учиться. СПб., 2010. 333 с.
Акимова Л. Н. Значение игры для психического развития детей с интеллектуальными нарушениями // Электронный научный журнал. 2014. № 1 №2 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-igry-dlya-psihicheskogo-razvitiya-detey-s-intellektualnymi-narusheniyami (дата доступа: 25.06.2022).
Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 2009. 528с.
Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М., 2006. 144с.
Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 2009. 95 с.
Балла О. Магический театр на обочине. М., 2002. 153 с.
Коррекционная педагогика: программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // под ред. Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной. СПб., 2003. 320 с.
Бурлаков И. Воспитание игрой. М., 2000. 234 с.
Воспитание детей в игре / сост. Д. Б. Менджерицкая, О. К. Зинченко. М., 2000. 175 с.
Воспитание детей в игре: пособие для воспитателей детсада / сост. А. К. Бондаренко А. И. Матусик. М., 2005. 197 с.
Выгодская Г. Л. Особенности сюжетно-ролевых игр умственно отсталых детей. М., 1966. 236 с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-и т. / под ред. Запорожец. М., 1966. 488с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 ти т. Т. 4: Проблемы общей психологии. М., 1984. 456 с.
Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М., 1991, 94 с.
Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М., 2008. 296 с.
Гаспарова Е. М. Отображение социальных отношений в игре // Дошкольное воспитание 2009. Т 1, № 8. С. 143-179.
Гессен С. И. Педагогические сочинения. Саранск, 2008. 566 с.
Гиро П. Частная школа а Англии. СПб., 2005.470 с.
Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова [и др.]. М., 2003. 224 с.
Дьюи Д., Дьюи Э. Школы бу

В процессе сюжетно-ролевых игр педагог регулирует взаимоотношения дошкольников, контролирует неактивных, чрезмерно возбудимых, запаздывающих до уровня, гарантирующего их положительное влияние на их психическое развитие.
Вся проводимая коррекционная работа будет направлена на то, чтобы сделать игру интересной, увлекательной и самостоятельной деятельностью для детей, чтобы ребенок мог проявить свои навыки, умение устанавливать эмоционально позитивный контакт со сверстниками. Все это создаст предпосылки для разработки ролевой игры, необходимыми составляющими которой являются: усвоение игровых действий, их объединение в цепочку последовательно выполняемых операций, которые условно называются «сюжет», организация участников вокруг определенной темы, образа, объекта. Сюжетная игра направлена на усвоение ребенком правил и устоев взаимоотношений между людьми с помощью игровых ситуаций посредством игровых действий.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Иг