Развитие навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии – развитие навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня, т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы. В логопедии проблеме словообразования у детей с речевой патологией не уделялось достаточного внимания. Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.). Эти сведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………………………………….. 7
1.1. Понятие о словообразовании в научной литературе………………. 7
1.2. Развитие навыков словообразования в онтогенезе………………… 14
1.3. Особенности развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи…………………………….…………............ 25
Выводы по 1 главе…………………………………………………………. 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………………………………….. 35
2.1. Организация и содержание исследования…………..….………….... 35
2.2. Количественный и качественный анализ исследования…………… 40
2.3. Комплекс игровых занятий и упражнений по развитию навыков словообразования……………………………………………..…………... 45
Выводы по 2 главе……………………………………..…………………. 48
Заключение………………………………………………………………… 49
Список литературы………………………………………………………... 51
Приложения………………………………………………………………... 55
Список литературы
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду/ Пособие для воспитателя детского сада/А.К. Бондаренко. – М., Просвещение, 1977.
Валгина, Н.С. Современный русский язык. / Н.С. Валгина. – М.: Академия, 2003. – 124 с.
Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с ОНР 3 уровня. / О.М. Вершинина. – Логопед. – № 1. – 2004. – С. 15-19.
Виноградов, В.В. Исследования по русской грамматике [Текст] / В.В. Виноградов ; [Ред. тома Н.Ю. Шведова]. – М. : Наука, 1975. – 559 с. 11. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г. А. Волкова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
Винокур, Г.О. Собрание трудов. / Г.О. Винокур. – М.: Гном и Д. 2000. – 304 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н.Гвоздев/ - М.: Детство - Пресс, 2007.
Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. / А.Н. Гвоздев. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. – 269 с.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей с ОНР. - М.: Аркти, 2002.
Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. Автореф. дис. канд.пед.наук. - СПб.: 2002.
Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учебнометодическое пособие. / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит, журн., 1994. – 211 с.
Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. / Г.А. Каше. – М.: Просвещение, 1985. – 185 с. – http://pedlib.ru/Books/1/0255/1_0255-1.shtmlКубрякова, Е. С. Словообразование как особый вид речевой деятельности. Словообразование и формообразование / Е. С. Кубрякова. – М.: Астрель, 2013. – 57 с.
Кубрякова, Е.С. Текст. Структура и семантика. / Е.С. Кубрякова. – М.: Академия, 2001. – 88 с.
Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Детство Пресс, 2001. – 96 с.
3) Образование омонимов, т.е. слов, пишущихся и звучащих одинаково, но имеющих абсолютно разные лексические значения: кулак (сжатые пальцы) – кулак (сословие).Анализ литературы по проблеме овладения детьми навыка словообразования в процессе онтогенетического развития позволил структурировать информацию о времени возникновения, возрастных границах и этапах детского словообразования.
Возрастные границы становления системы словообразования у детей с нормальной речью впервые обозначил А.Н. Гвоздев [12]. Прослеживая периодичность развития речи в онтогенезе, он выявил, помимо прочего, проявления и закономерности становления словообразовательных умений и навыков. Так, по данным автора, уже в промежуток между 1 годом 10 месяцем – 2 года 2 месяцами в самостоятельной речи ребёнка появляются первые существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами