Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы
ВведениеАктуальность исследования: Современное общество хочет видеть школьника грамотным, умеющим излагать свои мысли как в устной, так и в письменной речи. У школьников на начальном этапе возникают трудности в процессе овладения письменной речью. Несвоевременное выявление ошибок у таких школьников, отсутствие помощи в коррекции ошибок может привести к возникновению стойких ошибок на письме, то есть дисграфии. По данным А.Н.Корнева [12] , дисграфия встречается у 20% младших школьников. В письменных работах учащихся 2-3 классов наблюдаются частые и регулярные ошибки. Часть из них – орфографические, но есть и специфические ошибки, обусловленные особенностями развития фонетической и лексико-грамматической сторон речи.
Нарушения в письменной речи могут осложнить адаптацию в школе, сказаться негативно на процессе обучения ребенка. Нарушение письма при аграмматической дисграфии, сопровождается недостатками чтения.
Содержание
Введение 3
Глава 1: Теоретические аспекты изучения проблемы аграмматической дисграфии у младших школьников 5
1.1. Развитие грамматического строя речи в норме 5
1.2. Взгляды отечественных исследователей на проблему дисграфии 10
1.3. Аграмматическая дисграфия в современной классификации 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2: Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. 23
2.1. Организация и методика обследования процесса письма у младших школьников. 23
2.2. Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников 32
2.3. Анализ результатов проведения логопедической работы с младшими школьниками по коррекции аграмматической дисграфии 44
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Список использованной литературыАршанова, Т.А. Игровые упражнения как средство коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста: Научный альманах. – 2019. – № 3. – Режим доступа: URL: http://ucom.ru/doc/na.2019.03.02.012.pdf (дата обращения: 23.09.2022).
Бессонова,Т.П., Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – Москва: Аркти, – 1997. – 64 с. – ISBN 5-89415-003-5. – Текст: непосредственный.
Гвоздев, А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Издательство Саратовского университета, 1990.- 103 с. - ISBN 978-5-292-00956-6. - Текст: непосредственный.
Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка, ч. 1 / под редакцией С. И. Абакумова. Москва: Издательство АПН РСФСР, - 1949. - 267 с. - Текст: электронный // Российская национальная библиотека [сайт]. - https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003497231/ (дата обращения: 10.10.2022)
Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. - Москва: Аркти, 2019. - 80 с.- (Библиотека логопеда-практика). - ISBN 978-5-89415-870-9. - Текст: непосредственный.
Данилов, И. В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. — Москва: Перспектива, - 2001. — 64 с. - ISBN 5-7744-0049–2. – Текст: непосредственный.
Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - Москва: Национальный книжный центр, 2021. – 176 с. - ISBN 978-5-4441-0250-3. – Текст: непосредственный.Ефименкова, Л. Н., Мисаренко, Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. - Москва: Просвещение. - 1991. - 239 с. - ISBN 5-09-003511-3. – Текст: непосредственный.
Ефименкова, Л. Н., Садовникова, И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – Москва: Просвещение, 1972. – 206 с. – Текст: электронный // Российская национальная библиотека [сайт]. - https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_rc_3230910/ (дата обращения: 10.10.2022)
Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова, такие как: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных; перестановки букв; добавление букв; пропуски, добавления, перестановка слогов. Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.
4) Аграмматическая дисграфия.
Этот вид дисграфии обусловлен информированностью лексико-грамматического строя речи (морфологических, синтаксических обобщений) и проявляется в аграмматизмах на письме.