Логопедическое сопровождение сенсомоторного компонента продуцирования речевого высказывания у обучающихся дошкольного возраста с дизартрией
введение, две главы основной части и заключение, список литературы
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1.Симптоматика стертой дизартрии
Невербальными симптомами могут быть, например: неврологические расстройства характеризуются наличием нейродинамики (синдром поражения центральной нервной системы: стертые парестезии, изменения мышечного тонуса, чрезмерное движение лицевых мышц, размытые лицевые мышцы и т.д.).).
Основные поражения черепно-мозгового нерва обычно связаны с подъязычным нервом. Они проявляются в виде ограниченного движения языка (в обе стороны, вверх, вниз и вперед), пассивности кончика языка, напряжения на задней части языка, слабости половины языка и беспокойства языка в заданном положении.,
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ ……………...…….……6
1.1.Симптоматика стертой дизартрии……………………………………...……6
1.2. Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии …………….11
1.3.Формирование сенсомоторных предпосылок для развития речевого аппарата……………………………………………………………...……….…..19
ГЛАВА 2. КОРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА………………………………………...…28
2.1. Логопедический массаж для дошкольников с дизартрией………………………………………………………………………..28
2.2. Развитие речевого дыхания у детей при различных формах дизартрии...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с.
2.Аксенова Л. И. Абилитационная педагогика: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — М.: Юрайт, 2018. — 377 с.
3.Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / Е. А. Медведева [и др.]; под ред. Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 274 с.
4.Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с.
5.Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с.
6.Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 191 с.
7.Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.
8.Ворошнина Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2017. — 158 с.
9.Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 158 с.
10.Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Юрайт, 2019. — 179 с.
11.Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
12.Завьялова Т. П. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся: учеб. пособие для СПО / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 167 с.
Все это отрабатывается специальными голосовыми упражнениями. Речевые навыки закрепляются при чтении сказок, в ролевых играх, в русских народных сказках.
Поработайте над своим произношением. [1, c 28-29]
Работа над произношением - это основной этап. Особенности работы с дизартрией заключаются в следующем:
- Работа по коррекции нарушений звукопередачи при дизартрии должна быть направлена на улучшение речевого общения и социальной адаптации.
- Работа над отдельными звуками должна проводиться в определенном порядке. Начните с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранена. И из числа дефектных звуков начните работать со звуками раннего онтогенеза.
- При коррекции нарушений звукопередачи необходимо учитывать влияние патологических рефлексов (оральный автоматизм).
- При коррекции нарушений звукопередачи также необходимо учитывать характер и распределение спастических и пористых проявлений в речевой мускулатуре.