Технология развития критического мышления как средство повышения познавательной активности обучающихся
ВВЕДЕНИЕСегодня среди важных задач, стоящих перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания младшего школьника. Одним из центральных вопросов умственного воспитания является развитие познавательной активности детей.
Обучение – специально направленный процесс, при котором педагог организует активную учебно-познавательную работу обучающихся для того, чтобы они овладели знаниями, умениями и навыками, для развития их креативных, творческих способностей и моральных этических представлений. Большое значение для развития познавательной активности имеет развитие критического мышления. И, по данным психологов, именно эти процессы – основа для развития мышления и творческих способностей обучающихся.
На сегодняшний день, в условиях мощного экономического развития, образование постепенно усложняется, обучение переходит от простого научения материала к развитию творчески мыслящего, думающего и умеющего применять свои знания на практике человека.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности 5
1. Познавательная активность учащихся: виды, характеристика 5
2. Сущность и отличительные особенности критического мышления 8
3. Критическое мышление - как средство формирования познавательной активности учащихся 12
Глава 2. Критическое мышление – как средство формирования познавательной активности учащихся 18
4. Техники и приемы технологии развития критического мышления, направленные на формирование познавательной активности школьников 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБожович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности: пособие для педагогов и психологов / Л.И. Божович, - СПб:Союз, 1998- 430 с.
Газина, О. М. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста» : учебное пособие : [16+] / О. М. Газина, Т. И. Ерофеева, Л. И. Павлова ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. – 137 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: HYPERLINK "https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=598911" https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=598911 (дата обращения: 07.12.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4263-0602-8. – Текст : электронный.
Загашев, И. О. Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития: пособие для психологов/ И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 сКоджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2008. – 176 с.
Коробова, Е. В. Формирование познавательной активности студентов экономических специальностей средствами игровых технологий (на опыте обучения иностранному языку и во внеаудиторной работе) [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Коробова. – Москва, 2003. – 27с.
Коротаева, Е. В. Методические рекомендации к обучению в начальной школе : учебное пособие : [12+] / Е. В. Коротаева. – Москва : Директ-Медиа, 2021. – 144 с. : табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: HYPERLINK "https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=619590" https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=619590 (дата обращения: 07.12.2022). – Библиогр.: с. 95-97. – ISBN 978-5-4499-2667-8. – DOI 10.23681/619590. – Текст : электронный.
Для развития критического мышления, конечно, по мнению Б.Блума очень важно понимать вышеперечисленные области его применения, но этого недостаточно. Необходимо иметь четкое представление о том, какие интеллектуальные навыки способствуют формированию такого рода мышления с целью приобретения знаний, используемых для анализа, обобщения, оценки полученной информации и ее реорганизации. Таким образом, критическое мышление" значит "искусство суждения, основанное на критериях.
3. Критическое мышление - как средство формирования познавательной активности учащихсяТехнология развития критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Основой этой технологии является творческое сотрудничество между учащимися и учителями для разработки методов анализа любого материала у школьников.