Особенности становления самооценки детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы.
На мой взгляд, одной из чрезвычайно актуальных и важных тем в педагогике можно считать проблему формирования самооценки и самосознания личности. Самооценка дошкольника имеет огромное значение для последующего развития личности, осознанного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, поэтому в этот период важно вложить основы становления адекватной самооценки. Все это позволит дошкольнику правильно оценивать себя, осознанно учитывать свои силы для задач и требований социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи. Важность формирования детской самооценки объяснена тем, что на этапе развития современного социума, растет роль общественно значимой активности личности, допускающей ее высокую сознательность и требовательность как по отношению к другим людям, так и к себе, увеличивается. Большое значение имеет проблема становления самооценки ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста …………………………………………..… 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста ………. 8
1.2 Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста……… 14
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию естественной самооценки у детей старшего дошкольного возраста…….. 20
2.1 Методы изучения самооценки у детей старшего дошкольного возраста... 20
2.2 Описание психолого-педагогического проекта по формированию самооценки старших дошкольников…………………………………………… 25
2.3 Оценка эффективности проведенных мероприятий………………………. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 33
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авдеева, Н.Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет. // Н.Н. Авдеева, А.И. Силвестру, Е.О. Смирнова. Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М.: АСТ-пресс, 2017.- 214 с.
Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания: Избр. психол. труды / Б.Г. Ананьев. – М., 2009. – 119 с.
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Бернс. – М.: Прогресс, 2006. – 420 с.
Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии / Л.И. Божович. – М., 2009. №2. – 56 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008.
Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». – М.: Просвещение, 2010. – С. 225 – 336.
Васина, Е. Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е. Н. Васина: Школьные технологии. М., 2006. № 5. – 146 – 149 с.
Варга А.Я., Столин В.В. Дела семейные. – М., 2004. – 297 с.
Волков, Б.С. Возрастная психология: Учебное пособие. Кн.1 / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2010. – 208 с.
Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков. – М: Владос, 2007. – 265 с.
Запорожец, А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка.- 1998. - С. 3-10.
Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск: РБПК «Белинкомаш», 2010. - 145 с.
Зинько, Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Е.В. Зинько. Психологический журнал. - 2006. том 27, №3.
Каменская, В.Г. Психическое и социальное развитие ребенка дошкольного возраста // В.Г. Каменская. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2010. – С. 190 – 191.
Кондаков, И.М Большой энциклопедический словарь. - 2000.
Изучив психолого-педагогическую литературу, можно отметить, что мнение детских психологов совпадает в том, что на формирование самооценки влияет общение ребенка со взрослым: родителем и педагогом. Компетенция воспитателя заключается в умении педагогически правильно взаимодействовать со своими воспитанниками, уважая их личность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Для развития личности ребенка необходима особая организация педагогического процесса. Чтобы понять, как именно складывается самооценка дошкольника, что влияет на ее формирование, следует рассмотреть социальную ситуацию, в которой ребенок развивается в период дошкольного детства [39,78]. До поступления ребенка в детский сад социальная ситуация его развития, в основном, определяется отношениями «ребенок — взрослый». Включение ребенка в группу сверстников существенно меняет социальную ситуацию его развития.