Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Общение детей с взрослыми, и друг с другом – один из ведущих факторов их речевого развития. Посредством общения происходит обмен знаниями, способами, результатами деятельности, воплощенными в материальные и духовные культурные ценности.
Полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми дает возможность осуществлять развитая диалогическая речь. Диалог служит генетически самой ранней формой коммуникативной речи, осуществляющей общение. Обучение диалогу, исследователи рассматривают, как цель и средство практического освоения языком.
Актуальность темы исследования связана с тем, что диалогическая речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего развития связной монологической речи воспитанников, общего развития детей как процесса социальной адаптации.
Ряд психологов и лингвистов (П.П. Блонский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Щерба) изучали психолингвистические особенности диалога, его структ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 11
1.1 Лингвистические и психологические основания развития диалогической речи детей дошкольного возраста 11
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста 16
1.3 Педагогические основания развития диалогической речи дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 23
Вывод по 1 главе 29
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 30
2.1 Особенности развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста 30
2.2 Методы и приемы развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 37
2.3 Анализ результатов исследования 45
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. – М.: Просвещение, 2005. – 400 с.
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А.Е. Антипина. – М.: Сфера, 2006. – 194 с.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 136 с.
Вакуленко Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград, 2007. – 93 с.
Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. – М.: Просвещение, 2003. – 246 с.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 144 с.
Воспитание детей старшей группе детского сада / сост. Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 2006. – 185 с.
Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2006. – 420 с.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2005. –77 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Гном, 2001. – 267 с.
Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. – 2008. – №4. – С. 8-10.
Глухов В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. – М.: Союз, 2007. – 156 с.
Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 123 с.
Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. – М., 2007. – 68 с.
Гойхман О.Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Гойхман. – М.: Инфа, 2006. – 272 с.
Доронова Т.Н. Играем в театр / Т.Н. Доронова. – М.: Педагогика, 2005. – 94 с.
Елкина Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни: Автореф. дисс
А.А. Леонтьев считает, что с увеличением словарного запаса растет и способность устанавливать логические связи, классифицировать слова и относить их к различным группам. Например, дети могут не только сказать, что на картинке есть животное, но и указать, какое это животное – дикое или домашнее, и назвать его конкретный вид – медведь, собака, лиса и т.д. [26].
Повышение связности речи происходит при развитии грамматики, которой воспитанник пользуется достаточно свободно; его речь усложняется, он начинает использовать некоторые простые и развернутые предложения, а также сложные предложения с различными подчинительными отношениями. Количество заявлений также увеличивается. Уменьшилось количество ошибок в согласовании слов и падежных окончаний существительных и прилагательных.
Иными словами, в среднем дошкольном возрасте речевое развитие детей достигает достаточно высокого уровня: они произносят все звуки в словах, имеют большой и постоянно пополняемый словарный запас, правильно используют в своей речи разнообразные грамматические структуры, их высказывания становятся более осмысленными, выразительными и точными. Речь становится контекстуальной и произвольной, а невербальные средства разговорного общения используются все реже.
В дошкольном детстве дети в основном осваивают диалогическую речь, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, приемлемых в диалогической речи.
По мнению В.П. Глухова,