Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в общении в жизни человека является основной потребностью, т.к. человек – существо социальное. Входя во взаимоотношения с окружающими, человек предоставляет информацию о себе, а взамен получает интересующие его сообщения, анализирует полученную информации и планирует свою деятельность в социуме на базе этого анализа.
Исходя из вышеизложенного вытекает, что социально-коммуникативное развитие детей является одной из важных проблем педагогической науки и задачей дошкольного образования. В нынешних условиях его актуальность возрастает и зависит от особенностей социо-культурной среды воспитания ребенка, в которой зачастую отсутствует речевая культура, разновозрастное общение, доброжелательность во взаимоотношениях между людьми, взаимопомощь.
ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативному развитию ребёнка отводит значимое место, в нем содержатся задачи воспитания у ребенка положительного отношения к себе, к окружающим людям, к внешнему миру, коммуникати
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1Современный ребёнок как субъект социального становления в исследованиях педагогов и психологов 8
1.2Условия развития коммуникативной компетентности дошкольников 20
1.3 Традиционные и современные формы работы с дошкольниками в социально-коммуникативном развитии 32
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА БАЗЕ МДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №211» г. САРАТОВА. 37
2.1 Анализ констатирующего этапа по формированию коммуникативных умений у детей на базе МДОУ «ЦРР №211» г. Саратова. 37
2.2 Программа формирующего этапа работы и результаты исследования 52
2.3 Методические рекомендации по развитию коммуникативной компетентности у старших дошкольников 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ананьев Б.Г О человеке, как объекте и субъекте воспитания//Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.1. – М: Высшая школа, 2004. – с. 300–310.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – П: 2009. – 400 с.
Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. – №6.
Венгер, Леонид Абрамович. Психология : учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности 2002 "Дошкольное воспитание" и 2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях" : допущено Министерством просвещения СССР / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – Москва : Просвещение, 1988. – 336 с.
Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 2002. – 80 с.
Валлон А. Психическое развитие ребенка / Анри Валлон; [Пер. с фр. Л.И. Анцыферовой]. – СПб. [и др.] : Питер, 2001. – 208 с.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Дрофа, 2000. – 142 с. с ил.
Донцев Н.А.«Самовоспитание личности» / Н.А. Донцев. – М: Просвещение, 2004. – 112 с.
Ермолаев С.Д. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – С.-П.: «Детство-пресс», 2004. – 87 с.
Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека / А. Жички-на//Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. – 26 – 27с.
Игрушки и пособия для детского сада / Под ред. В.М. Изгаршевой. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с.
Игра дошкольника / [Л. А. Абрамян и др.]; Под ред. С. Л. Новоселовой. - Москва : Просвещение, 2002. - 284,[2] с., [8] л. ил. : ил.;
Ивакина И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие.– Пенза, 2011.–64 с.
Ильясова, В.И. Социально-коммуникативное развитие дошкольников через организацию разных видов детской деятельности в ДОУ: Учебно-методическое пособие / И.В. Ильясова. Под общей редакцией Н.Н. Тулькибаевой. – Челябинск: Издательство ЗАО «Цицеро», 2017. – 65с.
Каличенко А.В., Микляева Ю.В.
Важное значение для сюжетно-ролевой игры имеют коммуникативные умения ребёнка, т.к. для создания интересной, насыщенной сюжетно-ролевой игры необходимо:
1) договориться об игре;
2) создать живой ролевой диалог.
Когда у детей возникает необходимость в игре, они начинают договариваться о ней с компаньоном. В это время у детей развиваются умения взаимодействовать с ровесниками, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, идти на соглашения, размышлять над рассуждениями партнёра. Когда ребенок принимает на себя роль в игре, ему приходится реагировать на действия и речь партнеров, связанных по смыслу с его ролью, то есть уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнеров. Выстраивая ролевой диалог, ребенок активизир