Развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-педагогики
Введение
Необходимость понимания характера творческого процесса возникла в результате необходимости влиять на творческую деятельность для повышения ее эффективности. Даже древнегреческие философы пытались применить в своих системах обучения методы, способные развивать творческое мышление у учащихся. Человеческая мысль, способность к творчеству - величайшие дары природы. Природа эти даром наградила каждого человека. Но также ясно, что природа не разделяет свои дары поровну и вознаграждает кого-то больше, кого-то меньше. Актуальность исследования – объясняется тем, что формирование творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В трудах отечественных психологов творчество выступает как наиболее характерная, особая черта творческого мышления, отличающая его от других психических процессов, а также учитывается его противоречивая её связь с репродукцией. Анализу психолого-педагогической литературы по изучению творческих способностей младших школьников посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных авторов В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-педагогики……………………………………………6
1.1 Теоретические подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной педагогики, педагогическая сущность творческих способностей………………………………………………………………………6
1.2 Использование средств арт-педагогики во внеурочной деятельности…13
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников средствами арт-педагогики…………..21
2.1 Диагностика уровня творческих способностей младших школьников…21
2.2 Проектирование и реализация содержания занятий внеурочной деятельность для развития творческих способностей младших школьников…………………………………………………………………….35
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей………………………………………………………47
Заключение………………………………………………………………………56
Список используемой литературы…………………………………………….58
Приложение А Списки детей экспериментальной и контрольной групп…..63
Приложение Б Методика «Незавершенные фигуры» Е. П. Торренс………..65
Приложение В Методика «Покажи, как двигается, говорит» творческое задание……………………………………………………………………………66
Приложение Г Методика «Круги» Вартег……………………………………67
Приложение Д Методика «Закорючки» тест-игра…………………………..68
Приложение Е Методика «Вербальная фантазия»………………………….69
Список используемой литературы
1. Адамс Дж.Л. Разблокируй свой разум: техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей / Джеймс Л. Адамс; пер. с англ. – 4-е изд. – Моска : Эксмо, 2018. – 352 с.
2. Айшекенова Д.М. Психолого-педагогические условия развития свойств снимания в начальной школе / Д.М. Айшекенова, Н.Ю. Чижо // Материалы всероссийского конкурса с международным участием.–2016. – С. 42-47.
3. Альманах психологических тестов. – Москва, 2015. – С. 112-116.
4. Барабанщикова Т.А. Психологические методики исследования личности: практикум / Т.А. Барабанщикова, А.Н. Рыжкова. – Москва : Ось89, 2007. – 304 с.
5. Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ./ Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалова. – СПб.: СПГУТД, 2006. – 205 с.
6. Благова Н. А. Психологическое воздействие изобразительного искусства на развитие детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека. - 2015. – URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=24413941 (Дата обращения: 21.11.2021г.)
7. Бондарь М. А. Методологические основы понятия творческой активности школьников / Молодой ученый. – 2015. - №13. – с. 598-601. - URL:http://moluch.ru./archive/93/20763/ (Дата обращения: 22.12.2021г.)
8. Бондаренко Ю. С., Гончар С. Н., Набока О. В., Чумейка Е. В. Психолого-педагогическая диагностика детей : учебно-методическое пособие для лабораторных и практических занятий / Ю. С. Бондаренко, С. Н. Гончар, О. В. Набока, Е. В. Чумейка.– Тирасполь, 2013. – 258 с.
9. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону, 2006. – 173 с.
10. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / [Текст] / Москва.: Издательский центр «Академия». – 2015. – 320 с.
11. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей / [Текст] / М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.- 368с.
12. Возрастная психология: Уч. Пособие для студентов ВУЗо. – 3-е изд. – М.: Педагогическое общество России, - 2016. – 444с.
13. Выготский Л. С. Психология искусств / Л. С. Выготский. – СПб.: Азбука, - 2016. – 448с.
14. Герасимова Н. Г. Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии. [Электронный ресурс] / Электронная библиотека / URL:http://www.dissercat.com/content/razvitie-tvorcheskoi-aktivnosti-mladshikh-shkolnikov-v-protsesse-realizatsii-igrovoi-pedagog#ixzz5FgZQO257 (Дата обращения: 10.01.2022г.)
15. Гилфорд Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 – Учебные статьи по психологии – (Дата обращения: 1.03.2022).
16. Гликман И. З. Теория и методика воспитания / [Текст] / И. З. Гликман. – М.: Владос, 2002. – 176 с.
17. Голубева Е. Н. Способности и склонности: Учебное пособие / Е. Н. Голубева. –М.: Просвещение, 1998. – 165 с.
18. Голубева М. В. Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей. / М. В. Голубева. – М.: Амфора, 2015. – 606с.
19. Гурьева В. В., Поповкина В. П. Декортивно-прикладная деятельность как средство эстетического равития младших школьников / Современная педагогика, 2015. [Электронный ресурс] URL:http://pedagogika.snauka.ru/2015/02/3507 / (Дата обращения: 20.01.2022г)
20. Джонс С. Развиваем творческие способности / С. Джонс. – М.: Эксмо, 2012. – 298с.
21. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 358 с.
22. Неменский Б. М., Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Немпнский Б. М., Неменская Л. А. – М.: Просвещение, 2011.
23. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Перовский. – Москва.: Просвещение, 2017.
24. Преображенская Н. Ваши творческие способности / Н. Преображенская. – М.: У-Фактория, 2004. – 288с.
25. Пономарёв Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарёв. – учебное пособие – Педагогика, 2007. – 280с.
26. Пурнис Н. Е. Арт-терапия. Аспекты транперсональной психологии / Н. Е. Пурнис. – СПб.: Речь, 2008
27. Прыскина Е. А. Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства». / Е. А. Прыскина / Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. Науч. Конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015г.) – СПб.: Свое издательство, 2015. – с. 155-158
28. Сидоренко М. В. Развитие креативного мышления обучающихся на уроках материаловедения [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016 URL:http://e-koncept.ru/2016/56350.htm (Дата обращения 05.03.2022г.)
29. Смирнова С. А. Педагогика: педагогические теории, систомы,Э технологии / С. А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 544с.
30. Скакулина Н. П. Творчество и фантазия / Н. П. Скакулина. – М.: Просвещение, 1980. – с. 54
31. Котельникова Е. И. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности школьников / Е. И. Котельникова / Социальная сеть работников образования [Официальный сайт] URL.: http://nsportal.ru/ (Дата обращения: 24.02.2022г.)
32. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. – СПБ.: Питер, 2002. – 368с.
33. Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике / Л. Д. Лебедева. – Педагогика. - 2015. - №9. - С.27-34
34. Красило А. И. Психология обучения художественному творчеству: Монография / А. И. Красило. – М.: Ин-тут практической психологии, 1988. – 126 с.
35. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей / Г. В. Лабунская. – М.: Просвещение, 1965. – 160 с.
36. Левитов Н. Д. Способности и интересы / Н. Д. Левитов. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 307 с.
37. Лихачев Б. Т. Эстетическое воспитание школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Б. Т. Лихачев под редакцией А. И. Бурова. – М.: Просвещение, 2007. – 149с.
38. Лук А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. – М.: Просвещение, 1976. – 110с.
39. Матисс А. Сборник статей о творчестве / А. Матисс. – М.: Искусство, 1958. – 89с.
40. Максимова С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 1 / C. В. Максимова. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 675с.
41. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: программа для учителей / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007. – 192с.
42. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд. / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
43. Николаева Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. – СПб., 2010. – 125 с.
44. Никитина А. В. Развитие творческих способностей учащихся / А. В. Никитина. – Начальная школа, 2001. - №10. – с. 34-37
45. Роботова А. С., Леонтьев Т. В. Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьев. – М.: Издательский цент «Академия», 2000. – 208с.
46. Тихомиров О. К. Психологические исследования творческой деятельности / О. К. Тихомирова. – М.: Наука, 1975. – с.74
47. Шумакова Н. Б., Щебланова Б. И., Щербо Н. П. Исследовани творческой способности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников / Н. Б. Шумакова, Б. И. Щебланова, Н. П. Щербо. – Вопросы психологии, 1991. - №1. – с.27-32
48. Шумилин А. Т. Процесс творчества школьников / А. Т. Шумилин. – М.: Просвещение, 1990. – с.69
49. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е. Л. Яковлева. – Вопросы психологии, 1994. - №5. – с.15-28
50. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е. Л. Яковлева. – Вопросы психологии. – 1996. - №3. –с.12-43
Программа основана на развивающейся образовательной парадигме. Одним из принципов этой программы, который является наиболее интересным для нас, является творческий подход. Благодаря реализации творческого принципа происходит проблемное обучение, которое позволяет творчески приобретать знания. Для исследования уровня творческих способностей младших школьников были использованы следующие методики.
Диагностическая методика 1. Тест Е. П. Торренса «Незавершенные фигуры» - является адаптацией рисуночные тестов, предложенных К. Френком. Тестируемому ребенку необходимо дорисовать десять незаконченных фигур, порождающих у него желание завершить их простейшим методом согласно законам гештальтпсихологии. Для проявления нестандартности, оригинальности надо воздержаться от порыва закончить изображение первым навязываемым образом. Фигуры хоть и отличаются, но навязывают человеку определенные устойчивые очертания.