Развитие ценностных ориентаций у обучающихся в учебном процессе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: В обществе большое значение имеет молодежь, особенно учащиеся. Эта возрастная категория выделяется из-за своего поведения, миропонимания, образа жизни. Все зависит от того, как формируются конкретная жизненная позиция молодого человека, его ценностные ориентиры, конкретные цели, особые взгляды на окружающую действительность, и от этого формируется его ценное будущее. В основе ценностных ориентаций выстраиваются его жизненный приоритеты. Я считаю, что жизненные приоритеты зависят от человека, но и не отрицаю, что есть всевозможные факторы, влияющие на их корректировку. При несформированных ценностных ориентациях, невозможность активно отстаивать свою жизненную позицию, неподготовленность молодого поколения к самостоятельной жизни в обществе, и все это приводит к негативным последствиям. Недостаточное развитие ценностных ориентаций является признак инфантилизма, т.е. господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1.Характеристика ценностных ориентаций личности
1.2.Развитие ценностных ориентаций у обучающихся
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Организация и методика исследования развития ценностных ориентаций у обучающихся в учебном процессе
2.2. Результаты исследования развития ценностных ориентаций у обучающихся в учебном процессе............................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Диагностика ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова)…….
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Протокол тестирования обучающихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Камбарова, К. У. Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности // Молодой ученый. 2016. № 11 (115). С. 1808-1810.
Дубровина И.В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся / И.В. Дубровина, Б.С. Круглов // Ценностные ориентации и интересы школьников. – М.: Изд. АПН, 1983. – С. 14-21.
Данилова, Е. А. Социодинамика ценностей молодежи Республики Беларусь / Е. А. Данилова // Социология. - 2008. - № 4. - С. 99-107.
Бубнова С.С.Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система// Психологический журнал. – 1999. - № 5. – С.38-44, с.39
Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология личности. - М: Феникс. - 2010. - С. 297.
Занков В. В. Организационная психология / В. В. Занков.– М.: Изд. «Флинта» МПСИ, 2002. – 647 с.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 282-283.
Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. 1998.
Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990. 494 с.
Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного педагогического института, 1996. 188 с.
Сластенин, В.А Введение в педагогическую аксиологию/ В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова.- М.: Академия, 2003. - 192 с.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Ильин, Е.П . — СПб: Речь, 2000 — 512 c.
Калинин, С.И. Диагностика интеллекта у детей и подростков / Калинин, С.И . — СПб: Речь, 2003 — 217 c.
Калинина, Р.Р. Диагностика Я-концепции и межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте / Калинина, Р.Р . — СПб: Речь, 2003
Митина, Л,М .Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова — 2-е изд. — М.: Академия, 2005 — 368 c.
Процесс ориентации может быть рассмотрен с разных точек зрения. Его можно характеризовать как действие, состоящие из элементов: объекта (ориентира), на который направлено действие; объективной стороны, т.е. способа (метода) совершения действия; субъективной стороны, т.е. отношения субъекта к действию и его результату, и самого субъекта, совершающего действие. Процесс ориентации сложный, противоречивый и в то же время закономерный, развивающейся «по спирали». Это такой процесс, который сам подготавливает условия для своего последующего развития и служит в некотором роде причиной собственного самодвижения.
Многолетние наблюдения и анализ собственного опыта исследователей, учителей, психологов позволили предположить, что процесс ориентации представляет собой ряд фаз [12]:
первая фаза- присвоение ценностей общества личностью. Она обеспечивает создание ценностного образа мира.