Категоризация культуры по Г. Хофстеде: концепция «ментальных программ
Введение
Межкультурная коммуникация — это процесс, происходящий на повседневной основе и имеющий огромное значение для развития общества и государства. В современном мире ни одна культура не способна полноценно существовать в изоляции от других культур. В процессе политических, экономических и социальных изменений, а также в результате технологического прогресса, постепенно образуются новые связи, превращая межкультурное взаимодействие в сложную, многофакторную систему.
Особенно ярко этот процесс проявляется в развитых индустриальных странах. Разнообразие отдельных культурных единиц и их индивидуальность ещё более усиливает взаимодействие в рамках коммуникативной системы. Активное комплексное изучение особенностей коммуникативного процесса между представителями различных культур началось с середины XX века. Исследователи пытались ответить на ряд важных вопросов и найти технологии, которые помогут оптимизировать процесс межкультурного взаимодействия.
Содержание
Введение 3
1. Теоретический аспект категоризации культуры 5
1.1 Понятие культуры в межкультурной коммуникации 5
1.2 Классификация культур: концептуальные измерения 7
1.3 Концепция ментальных программ Г. Хофстеде 9
Вывод по первой главе 13
2. Практическое применение теории Г.Хофстеде 14
2.1 Анализ различий между культурами 14
2.2 Кросс-культурные проблемы и инструменты для их решения 26
Вывод по второй главе 32
Заключение 33
Список литературы 34
Список литературы1. Бенхабиб С. Притязания культуры: равенство и разнообразие в глобальную эру / С. Бенхабиб. – М.: Логос, 2016. – 350 с.
2. Гирц К. Этос, картина мира и анализ священных символов / К. Гирц // Интерпретация культуры / К. Гирц. – М.: РОССПЭН, 2015. – 168 с.
3. Деррида Ж. Наше обновление после: второе рождение Европы / Ж. Деррида, Ю. Хабермас. – М.: Владос, 2017. – 155 с.
4. Крюкова Т.Л., О.С. Дубова Культура как фактор сходства и различий в социальных представлениях ее носителей. – М.: Владос, 2016. – 133 с.
5. Лотман Ю. М. К построению теории взаимодействия культур / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю. М. Лотман. – СПб.: Академ. проект, 2017. – 192 с.
6. Лотман Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПБ, 2017. – 165 с.
7. Hobsbaum, E. Interesting Times. A Twentieth-Century Life / E. Hobsbaum. – Little: Brown Book Group, 2017. – 447 p.
8. Hofstede, G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-related / G. Hofstede. – Beverly Hills: Sage Publications, 1980. – 328 p.
9. Hofstede, G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context // Online Readings in Psychology and Culture, Unit 2, http://scholarworks.gvsu.edu/orpc/vol2/iss1/8 (дата обращения: 12.12.2022)
10. Kirk, N. Northern identities: historical interpretations of «the north» and «northerness» / N. Kirk. – Aldershot: Ashgate Publishing Ltd, 2017. – 227 p.
11. Kroeber A.L. and Kluckhohn C. Culture: a Critical Review of Concepts and Definitions / A. Kroeber, C. Kluckhohn. - Papers Peabody Mus., 1952, 47, N1. - р. 181.
12. Оstergård U. Nordic Identity between «Norden» and Europe / Uffe Østergård // European Peripheries in Interaction. The Nordic Countries and the Iberian Peninsula. – Madrid: Universidad de Alcalá, 2002. – 151 р.
Параметры типологии указывают на важнейшие сферы существования различных культур, а их различие обеспечивает культурам индивидуальность. Индивидуальность культур основывается на их особенностях, которые также характеризуются различиями. Именно различия помогают найти подход, понять, как взаимодействовать с той или иной национальной культурой [8, р. 14].
На данный момент многие международные организации используют подход, основанный на базе различий национальных культур. Особенно четко эта тенденция прослеживается в индустрии питания, где производство продуктов подстраивается под особенности культуры той или иной страны. Анализ национальных культур, осуществляемый на основе рассматриваемой типологии, может не только обозначить предпочтения, но и подсказать, как строить взаимодействие и увеличивать его эффективность.