Формирование математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования: В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В играх с правилами главное – решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность дидактической игры.
1.2. Разнообразие, структура, приемы организации и руководства дидактическими играми.
Выводы по 1 главе.
2. ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
2.1. Специфика дидактических игр математического содержания.
2.2.Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в детском саду.
Выводы по 2 главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 144с.
Волкова С.И., Столяров Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 1993, № 7.
Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1996, № 6.
Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. – М.: 2003. – 121 с.
Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. \ Сборник конспектов занятий воспитателей Центра. – Ульяновск, 1996. – 100 с.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990.
Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2003.
Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец. – СПб: Детство-Пресс, 2000.
Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – Минск: Народное образование, 1999.
Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: 1994. – 189 с.
Новиков А.М. Методология игровой деятельности – М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 48 с.
Педагогика / Под ред. Л.П.Крившенко. – М., 2004.
Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 2005.
Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение. – 1998, 144 с.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников. – М., 1995.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Математика для дошкольников. Раз – ступенька, два – ступенька. – М., 1996.
Практикум по возрастной и педагогической психологии // Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: 2001. – 225 с.
Учитывая эту возрастную особенность, воспитатель широко использует на занятиях приемы наглядности: показывает предмет, дает возможность потрогать его; на прогулке организует показ грузовой машины; в комнате подводит детей к окну, привлекая их внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко.
Проводятся специальные занятия, на которых дети смотрят, как взрослый гладит белье (куклы) или чинит детские игрушки. В результате дети получают некоторое представление о тех предметах и явлениях действительности, которые преподносят им наглядным путем.
Речь воспитателя в то же время способствует развитию собственной речи детей, давая им образцы для подражания. В процессе общения с детьми педагог пользуется словом с разными целями.