Контакт. Проблема установления доверительных отношений
Введение
Человек не может существовать вне социума, вне взаимодействия с другими людьми. В свою очередь, отношения между людьми основываются на каких- то определенных началах и принципах. Одной из подобных фундаментов межличностного взаимодействия является доверие. С одной стороны, доверие одного человека к другому предполагает определенную степень близости, единства, сходства и психологического комфорта. С другой стороны, доверие предполагает некую модель поведения, и свод правил, которым следует человек. Многие проблемы в современном мире на уровне отдельных людей, семьи, коллективов и даже стран связаны с недостатком доверия. Недоверие порождает подозрения, которые провоцируют тревогу и служат началом развития антипатии, неблагожелательности, неприязни и других негативных эмоциональных проявлений, которые оказывают разрушительное воздействие на отношения.
Важность проблемы установления доверительных отношений между людьми определяет интерес исследователей. Ученые рассматривают различные аспекты доверия: о вере в справедливость мира (К. Дальберт, М. Лернер, Л. Монтада, М. Шмитт); о доверии в межличностных отношениях (Л.Я. Гозман, И.С. Кон, А.А. Кроник, В.А. Лосенков, В.Н.Куликов, И.С.Полонский, М. Занна, Дж. Ремпел, Мі Тчанен-Моран, В.К. Хой, Дж. Холмс); о доверии как отдельном социально-психологическом феномене (Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко).
Оглавление
Введение 1
Глава 1. Теоретический анализ проблемы доверительных отношений 2
1.1. Доверительные отношения как психологическая проблема 2
1.2. Доверие в зарубежной и отечественной социальной психологии 3
1.3. Проблема доверительных отношений в пубертатный период. 3
Глава 2. Исследование доверительных отношений в пубертатный период 4
2.1. Методы и методики исследования 5
2.2. Анализ и интерпретация результатов 6
2.3. Рекомендации 6
Заключение 2
Список литературы 2
Приложения 2
Список литературы
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.- соц. ин-т. 3-е изд. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.
2. Голубь О.В. Доверие к себе как внутриличностное образование старших подростков/автореферат дисс. канд. пси н. Ростов-на-Дону, 2004.
3. Гуриева С.Д., Борисова М.М. Доверие как социально-психологическое явление // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Изд-во Санкт-Петербургского университета Сер. 16. Психология. Педагогика. 2014.
4. Достовалов С.Г. Доверие к социальному миру как фактор формирования правосознания у подростков // Психология и право, 2013. № 1.
5. Достовалов С.Г. Система доверительных отношений личности / С.Г. Достовалов // Материалы первой Всероссийской конференции / Отв. ред. Е.А. Уваров. Тамбов, 2000. С. 26–29.
6. Достовалов С.Г. Структура доверия к социальному миру / С.Г. Достовалов // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». М., 2000. С. 100–102.
7. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. Москва: Просвещение, 1991. С. 303.
8. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1987.
9. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: «Институт психологии РАН», 2008. 571 с.
10.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е, Ленинград: Медицина, 1983.
11.Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А.А.Бодалева, Р.Л. Кричевского; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика. 1987.
12.Сафонов B.C. Особенности доверительного общения. Автореферат дисс. на соискание учен. степени кандидата психол. наук. М., 1977.
13.Скрипкина Т. П. Доверие как социально-психологическое явление: дис. … д-ра психол. наук. М., 2003. 173 с.
14.Голубь О.В. Доверие к себе как внутриличностное образование старших подростков/ автореферат дисс. канд. пси н. Ростов-на-Дону, 2004.
15.Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л. Исследование тревожности // Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. СПб. 2002. С. 124–126.
16.Чернова А.А. Особенности взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. Дисс канд.пси. наук. Ростовна-Дону, 2006.
17.Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. И доп. / Пер. с англ. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996.
Пубертатный период рассматривается в психологии как один из нормативных кризисов развития личности. В научной литературе существует много исследований пубертатного криза как комплекса поведенческих нарушений комплекса как совокупность ярко выраженных реакций. Вне зависимости от подхода к изучению личности, авторы отмечают кризисное протекание данного периода, связывая это с переходным характером между детским и взрослым состоянием и решением соответствующих задач. По данным исследований эмоционального состояния подростков, отмечается рост тревожных, агрессивных и депрессивных состояний. Поэтому возможность довериться кому-либо становится способом справиться с кризисным состоянием и дает психологическое облегчение.
Некоторые авторы отмечают значимость доверия в становлении личности. С.Г. Достовалов отмечает особую роль доверия в формировании индивидуальности личности. Доверие к себе как внутриличностное образование развивается и начинает играть роль в самоорганизации к концу подросткового периода. А.Е. Личко в результате изучения особенностей подросткового периода описывает реакции отдаления от значимых взрослых и группирования со сверстниками. При этом, как отмечает И.С. Кон, у многих подростков наблюдается потребность в установлении и сохранении эмоционального близкого контакта со взрослым. Также автор приводит в пример исследование московских школьников с 5-го по 10-й класс, проведенное А. В. Мудриком, в котором фиксировалось насколько важно для них понимание того или иного человека, независимо от степени фактической близости с ним. По шкале доверительности ясно выражена такая тенденция: резкое снижение доверительности с родителями приходится на период от 14 до 16 лет, после чего положение стабилизируется. Отчетливо выступают различия в оценке психологической близости с матерью и отцом. Характерно, что у девочек возрастное снижение доверительности общения с отцом отсутствует, так как уже в 14 лет она весьма низкая.